Церковь иоанна предтечи, что под бором, с домом причта. Собор иоанна крестителя в турине

Празднование Собора святого пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна совершается 20 января (7 января по старому стилю) и относится к праздникам.

Собор Иоанна Предтечи. Событие праздника

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников чтить память тех святых, которые послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день после Церковь чтит святого пророка Иоанна Предотечу , который послужил Крещению Христову, возложив свою руку на главу Спасителя. Слово «собор» означает собрание людей, которые воздают честь и хвалу святому пророку и Предотече, Крестителю Господню Иоанну. Иоанн Предотеча - великий пророк, завершающий историю Церкви Ветхозаветной и открывающий эпоху Нового Завета. «Честнаго Предотечи празднуем собор исперва выше предания, яко тайне божественнаго крещения послужившу » (Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием). Святой пророк Иоанн свидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Иоанн Предотеча сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

Библиотека Русской веры

Собор Иоанна Предтечи. История праздника

Иоанн Предотеча родился в семье священника Захарии и праведной Елисаветы . Захария и Елисавета, дожив до преклонных лет, не имели детей. Но Господь услышал их молитвы, и Архангел Гавриил возвестил о рождении сына священнику Захарии, когда тот находился в храме. Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Исуса Христа, повелел убить всех младенцев в Вифлееме, мать Иоанна Предотечи, Елисавета, успела уйти с сыном в пустыню. Его отец, Захария, в эти дни служил в Храме Иерусалимском. Когда к нему пришли с требованием выдать сына, священник ответил: «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не зна ю». Рассерженные воины убили его прямо возле алтаря. О детских и юношеских годам Иоанна Предотечи ничего не известно. Иоанн возрос в дикой и бесплотной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В возрасте около 30 лет Иоанн вышел с проповедью на берег реки Иордан, тем самым готовя народ к принятию Спасителя мира. Многие, проникшись словами великого проповедника, приняли крещение в водах Иордана. На Иордан пришел и сам Господь Исус Христос, чтобы принять крещение от Иоанна.

После Крещения Спасителя Иоанн продолжил свою проповедь, призываю людей к покаянию, обличая грехи и пороки. Свою земную жизнь Иоанн Предотеча завершил мученически. Он обличил царя Ирода Антипу (20 год до н. э. - после 39 года н. э.) за то, что тот оставил свою законную жену и сожительствовал с Иродиадой - женой своего брата Филиппа. Иоанн был схвачен и заключен в темницу. Во время празднования дня своего рождения Ирод устроил пир, на который было приглашено множество вельмож, тысяча начальников и старейшин. На пир явилась Саломея - дочь Иродиады, которая своими плясками угодила царю, и он повелел ей просить у него все, что она пожелает. Она посоветовалась со своей матерью, которая, решив отомстить Иоанну за обличения, велела дочери просить у Ирода главу Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, он боялся гнева Божия за убийство Пророка, которого и сам раньше слушался, боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Однако из-за гостей и беззаконной клятвы он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну Крестителя и отдать ее Саломее. Богобоязненная и благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова - Хузы, тайно взяла святую главу Иоанна Предотечи и погребла ее в глиняном сосуде на Елеонской горе. Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предотечи и погребли в Севастии, там, где было совершено убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Исуса Христа и совершаемых Им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Предотечи. Не найдя ее, они стали думать, что Исус Христос - это воскресший Иоанн Предотеча, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 14, 2; Лк. 9, 9-7). Мощи Иоанна Предотечи (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.

Тропарь и кондак празднику Собор Иоанна Предтечи

Тропaрь, п®тeчи, глaсъ, в7.

П aмzть прaведнику с8 похвалaми, тебЁ же довлёетъ свидётельство гDне п®тче, kви1лъ бо сz є3си2 вои1стину прорHкъ честнёйши, ћко и3 в8 бhстринахъ кrти1ти спод0билсz є3си2 проповёданнаго. тёмъ же и3 заи1стину пострадaвъ рaдуzсz. бlговэсти1лъ є3си2 и3 во ѓде сu1щимъ, бGа ћвльшагосz пл0тію, в8зeмлющаго грэхи2 ми1ра, и3 подаю1щаго нaмъ вeлію ми1лость.

Коd, глаc, ѕ7. самоглaсе.=

П л0тьскагw ти2 пришeствіz ўбоsвсz їwрдaнъ, с0 страхомъ воз8врaщьсz. прор0ческое же служeніе свершaz їwaннъ, трeпетомъ њпрsташесz. ѓгGльстіи чи1ни дивлsхусz, зрsше тz въ водaхъ пл0тію кRщaема. и3 вси2 сyщіи во тмЁ просвэщaхусz, воспэвaюще тS ћвльшагосz, и3 просвёщьшаго всsческаz.

Храмы и иконы в честь Собора Иоанна Предтечи на Руси

О храмах в честь Собора Иоанна Предотечи, построенных до раскола Русской Православной Церкви, равно как и о старообрядческих, информации нет.

Иконописные изображения Собора святого славного пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна встречаются редко. Известна икона Собора Иоанна Предотечи 19 века (дерево, левкас, темпера, позолота, размер 36 × 31,5 см). Святой Иоанн Креститель изображен в окружении святых. Над самим пророком Иоанном изображен Спас (нерукотворный образ) и Богородица.

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын , Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был "светлою утреннею звездою", которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем - Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

Тело святого Иоанна Крестителя было погребено в самарийском городе Севастии. , обходя с проповедью Христовой разные города и селения, пришел в Севастию, где ему передали правую руку святого Иоанна Пророка, которой он крестил Спасителя. Апостол Лука принес ее в родной город Антиохию. Когда магометане овладели Антиохией, диакон Иов перенес святую руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она в самое навечерие Богоявления Господня была перенесена в Константинополь (956), где и хранилась. Русский паломник Добрыня, будущий (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из деяний святых известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце ХIV - начале ХV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. По взятии турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.

В Деяниях святых приводятся ясные свидетельства, что правая рука святого Предтечи отдана была в 1484 году сыном Магомета султаном Баязетом родосским рыцарям, чтобы приобрести себе их расположение, так как у них находился опасный соперник Баязета, его брат. Об этом событии говорит его современник и участник, вице-канцлер родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта (в Средиземном море), перенесли туда полученную ими святыню. Когда император Павел I (1796-1801) стал гроссмейстером Мальтийского ордена в честь святого Пророка Иоанна, десная рука Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были перенесены в 1799 году с острова Мальта в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине (

В тиши узких улочек, старинных монастырских зданий старого города Никосии, неприметное на вид, расположилось здание кафедрального собора Иоанна Богослова. Простые каменные стены вмещают подлинные сокровища православной веры, духовное наследие многих поколений кипрских христиан. Внешний аскетизм здания резко контрастирует с великолепием внутреннего убранства. Росписи в темных тонах, выполненные по всем канонам православия, можно разглядывать часами.

Славная история

Собор не случайно занимает место в самом сердце Никосии, соседствуя с резиденцией архиепископа. Именно в соборе Иоанна Богослова происходит интронизация глав православной церкви Кипра, богослужения с участием первых лиц страны.

Здание собора представляет собой перестроенное помещение монастыря бенедиктинцев, бежавших от турок. Реконструкция храма длилась больше ста лет. Стрельчатые своды собора, массивные стены, похожие на крепостные, прорезанные узкими окнами, - характерная примета влияния католических традиций. Создается впечатление, что смутные времена побуждали христиан искать здесь убежища, защиты. Здание невелико по европейским меркам. Во времена реконструкции храма, совпавшей с периодом турецкой оккупации, привлекать внимание было небезопасно.

Сегодняшний интерьер собора - сводчатый зал, расписанный фресками снизу доверху. Его мощные наружные контрфорсы напоминают колонны, зрительно увеличивая высоту помещения. Высокая колокольня, зовущая на молитву в действующий доныне собор, увенчана короной.

Личность великого богослова

Кем же был великий евангелист Иоанн, свидетель земной жизни нашего Спасителя? Его биография берет начало более двух тысяч лет назад.

Часть людей, слышавших пророчества Иоанна Предтечи (Крестителя), проявили особый интерес к молодому проповеднику Иисусу, повсюду следуя за ним. Среди них были два родных брата, Иоанн и Иаков, «сыновья Заведеевы», прежде зарабатывавшие себе на хлеб насущный ловлей рыбы, подобно братьям Андрею и Симону (Петру). Друзья вместе работали, делили улов, вместе стали первыми учениками Христа.

Они были в числе двенадцати человек, которых Иисус избрал для обучения, посвящения, пока не настанет время самостоятельного служения. Именно их Господь наименовал «апостолами», своими посланцами. С ними Иисус сошел с горы, исцелил множество людей, пришедших к Нему со всей округи, с ними начал свой великий путь.

В последние дни жизни, находясь в Иерусалиме, Иисус поручил Иоанну и Петру выбрать место проведения тайной вечери, накрыть стол. У Иоанна, которого он считал другом, Иисус искал утешения в минуту смертельной тревоги. Этот момент нашел отражение на известном полотне «Тайная вечеря». Любимому ученику поручил Иисус заботы о своей матери после своей кончины.

Мать Иоанна, благочестивая Соломия, была среди жен-мироносиц, пришедших помазать (умастить благовонным миром) мертвого Иисуса. Иоанн и Петр первыми прибежали взглянуть на опустевший после воскресения Христа гроб. Нерешительный Иоанн не посмел спуститься туда первым. Иоанн и Петр безоговорочно поверили в воскресение Христа, развеяв сомнения других апостолов.

Чистый душой, простодушный, сильный верой юноша не зря снискал особое доверие Иисуса, был канонизирован и почитаем современными католиками и православными.

Всю свою долгую жизнь, более ста лет, Иоанн посвятил апостольскому служению. Новый завет увековечил три его Послания (письма) единомышленникам, полные теплоты и отеческой любви, а также иносказательные Откровения (пророчества), приоткрывающие тревожную завесу тайны над грядущим человечества.

Чудо христианской веры

Внутреннее убранство собора поразительно, оно полностью отражает масштаб личности святого старца. Здесь роскошно абсолютно все: богатые оклады икон, хрустальные люстры, оригинальные светильники, идеально вписанные в интерьер храма. Яркие фрески сплошь покрывают поверхность стен, своды. С момента написания они сохранились в полной неприкосновенности.

Расположенный непосредственно над иконостасом свод покрыт росписью под названием «Небесная литургия» – это редкая по содержанию, уникальная по технике исполнения фреска. На ней сияющий во славе Господь представлен в образе великого архиерея, окруженный небесными силами, благословляющий всех сущих. Живописная биография Иисуса Христа во всех подробностях представлена целой серией картин, самые редкие по сюжету из которых - «Иисус во славе», «Дерево Иессеево», наглядная родословная нашего Спасителя.

Настенные росписи включают также сцены «Обрезание Господне», «Уверование Фомы», включенные в христологический цикл, но чрезвычайно редкие. Сцена языческого обряда наречения, обрезания младенца Христа, прообраза христианского Таинства Крещения, приобретает огромную историческую значимость.

Отдельного упоминания заслуживает многолюдная сцена распятия: здесь римские солдаты, стражники, пешие и конные, палачи, досужие зеваки, ангелы в небе. Техника исполнения выдает явное итальянское влияние (построение мизансцены, фасоны одежды). Иисус распят не на кресте, а на необычной Т-образной конструкции. Стекающая кровь орошает зарытый под крестом символический череп, символизируя искупление грехов, победу над смертью. По преданию, под крестом был зарыт череп нашего праотца Адама.

Значительная часть стен покрыта изображениями сцен Вселенского собора, довольно натуралистическими картинами Страшного суда. Часть интерьера храма, освященного именем Иоанна Богослова, занимают картины жизни этого великого пророка.

Почитание апостола Варнавы

Справа от иконостаса расположился резной епископский трон с балдахином, щедро покрытый позолотой. Это почетное место архиепископа кипрской православной церкви во время богослужений. Трон украшает изображение святого Варнавы, уроженца здешних мест, разделившего кипрское служение апостола Павла. Апостол Варнава является признанным покровителем православной церкви Кипра. С момента обретения его нетленных мощей церковь обрела независимость. Стены храма позади трона украшены картинами явления апостола Варнавы епископу во сне, вручения императору Зенону Евангелия от Матфея, обретения мощей апостола Варнавы, живописными иллюстрациями самоотверженной борьбы православных христиан.

Святые молитвенники

Резной иконостас, сплошь покрытый сусальным золотом, является подлинным произведением искусства, представляя огромную художественную ценность. Его трехъярусная поверхность традиционно содержит образы Христа, Пресвятой Девы, Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца, известных христианских святых, подвижников церкви.

Иллюстрации событий, отраженных в Ветхом завете, занимают часть алтарного пространства: здесь – главная икона храма (Иоанна Богослова), написанная в конце XVII века, сцена жертвоприношения Авраама, Святая Троица, Богородица, ветхозаветные святые. Образ Богородицы Оранты («Молящейся») с воздетыми руками написан в полукруглом куполе (конхе).

Позолоченный аналой украшает медальон с двуглавым орлом, знаком византийской государственности. Напротив иконостаса располагаются хоры для певчих, также сплошь покрытые росписями.

Бывшие монастырские помещения сейчас заняты этнографическим музеем, художественной галереей, а также музеем византийских икон, образующими единый культурный комплекс.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Статья - о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью Зимний свадебник

Собор Иоанна Предтечи , Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - православный праздник , отмечаемый 7 (20) января . Установлен в честь Иоанна Предтечи , или Крестителя.

Непосредственно следует за праздником Крещения Господня , или Богоявления :

Иные праздники, посвященные Иоанну Предтече

В честь Иоанна Крестителя установлены также следующие праздники (перечислены в хронологическом порядке гражданского календаря):

  • 24 февраля (9 марта) в невисокосном году, 24 февраля (8 марта) в високосном году - первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи ;
  • 25 мая (7 июня) - третье Обретение главы Иоанна Предтечи ;
  • 24 июня (7 июля) - Рождество Иоанна Предтечи ;
  • 29 августа (11 сентября) - Усекновение главы Иоанна Предтечи ;
  • 23 сентября (6 октября) - Зачатие Иоанна Предтечи .
  • 12 (25) октября - Перенесение Десницы Иоанна Предтечи .

См. также

Напишите отзыв о статье "Собор Иоанна Предтечи"

Примечания

Отрывок, характеризующий Собор Иоанна Предтечи

– Ну, полноте, милый граф, c"est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d"honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.]
– Штраф! Штраф! – сказал ополченец.
– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.



Статьи по теме