Где находится река иордан крестился иисус. Где крестился Иисус Христос. Крещение Христа, описанное в Библии. Для чего Иисус принял крещение

Небольшая водная артерия, теряющаяся в песках и петляющая среди скал отрогов ливанских гор, является естественной границей между мусульманским и иудейским миром. Две тысячи лет назад она стала мистической гранью, разделившей историю человечества на «до» и «после». Название палестинской реки превратилось в имя нарицательное. «Иордан» означает любой водоем или место, где на праздник Крещения совершается обряд Великого освящения воды.

В славянской традиции «крещение» означает причастность к жизни Христа. В древности это слово так и произносилось — хрещение. Под этим понимается некое мистическое действо, относящееся к Христу и производимое с Его участием. Первое значение термина «крещение» означает церковное таинство (не обряд, а именно таинство), посредством которого человек становится членом общества последователей жизни и учения Иисуса Христа.

В эллинской традиции это действо называется словом βαπτ?ζω (ваптисо), что означает «погружать» или «окунать». Там, где в славянском переводе Евангелия написано, что Иоанн Предтеча совершал крещение в реке Иордан, следует понимать «погружение»: «… и крестилась (погружалась, окуналась) вся Иудея» и т. д. Святой пророк Иоанн не сам придумал эту церемонию, но совершал эти действия на основе ветхозаветного иудейского религиозного обряда. Подобные ритуалы можно встретить у многих народов. Например, индуисты совершают священное омовение в реках.

Древний иудейский обычай

Закон Моисея предписывал совершать омовения при всяком осквернении: прикосновении к мертвецу, вкушении запрещенной пищи, женщине после кровотечения и пр. Согласно обрядам древних евреев, к иудейской вере мог присоединиться любой человек нееврейских кровей. Такой человек назывался прозелитом. На этот случай был прописан особый ритуал принятия в иудаизм иноверцев, который предусматривал и омовение. Современным языком это можно назвать крещением прозелитов.

Во всех случаях омовение совершалось посредством полного, с головой, погружения в водоем. Это было символическим действом и имело мистический смысл очищения от грехов. Очистительными свойствами обладала только «вода от Бога»: проточная из источника или собранная дождевая.

Крещение Иоанна

Иудейские обряды были известны Иоанну. В определенное время он приходит на берег реки Иордан и провозглашает, что наступает время суда Божьего. Праведники будут награждены совершенной вечной жизнью в Царстве Бога, а грешники — подвержены вечному наказанию. Иоанн проповедовал, что спастись от наказания можно только раскаявшись в пороках и исправив свою жизнь. «Приходите на Иордан, — призывал Креститель, — приходите, кто хочет спастись!»

Иоанн традиционному иудейскому ритуалу придает новый смысл. Над приходящими к нему людьми он совершает крещение в реке Иордан: погружает в воду и не позволяет выйти до тех пор, пока человек полностью не очистит свою душу. Будучи избранником Божиим, он обладал способностью видеть тайны внутреннего мира. Не исповеди о своих преступлениях требовал пророк, а решительного отказа от грешной жизни. Постепенно вокруг Иоанна образуется целая община новых спасаемых людей.

Крещение Иисуса Христа

Проникнувшись грозным призывом пророка покаяться в грехах, к нему приходило множество людей со всей Палестины. В один из дней на берегу Иордана явился Христос. Это событие подробно описывается всеми четырьмя евангелистами. Иисус не имел ни единого греха, не нуждался в исповеди и очищении. Евангелисты пишут о том, что Христос, погрузившись в Иордан, тотчас, немедленно вышел из воды. Пророк почувствовал святость Богочеловека и задал недоуменный вопрос: «Мне нужно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Спаситель повелевает ему исполнить обряд.

Принятие Христом Иоаннова крещения очень важно. Это подтверждает истинность проповеди Крестителя в том, что наступает новая эра нравственности человечества. После крещения Христос отправился в уединенное место в палестинской пустыне, где провел в молитве сорок дней и только после этого начал проповедь среди иудеев.

Для чего Иисус принял крещение

Некоторые протестантские конфессии упрощенно воспринимают смысл происшедшего события. По их мнению, Иисус крестился для того, чтобы нам дать пример. Пример чего? Смысл крещения объясняется в Евангелии от Матфея. В 5-й главе Христос говорит о себе, что он явился в мир не для того, чтобы разрушить ветхозаветный закон, но чтобы его исполнить. В первоисточнике смысл этого глагола имеет немного другой оттенок. Христос пришел совершить закон, то есть Самим Собой завершить его действие.

Теологи усматривают в крещении несколько мистических моментов:

  • Река крещения Христа открыла людям новые знания о Боге. Евангелисты свидетельствуют о том, что при выходе из воды на Спасителя сошел Святой Дух в образе голубя, и всеми присутствующими был услышан голос с Небес, называвший Христа Сыном и повелевавший исполнять Его учение. Христиане это событие называют Богоявлением, так как впервые миру было засвидетельствовано о Боге в трех лицах.
  • Крещением Иисус символизирует духовное состояние всего древнего израильского народа. Иудеи отступили от Бога, забыли Его заповеди и массово нуждались в покаянии. Христос как бы дает понять, что весь еврейский народ должен совершить переход в новое нравственное состояние.
  • Воды Иордана, образно очищая пороки погружавшихся в них людей, несли духовную нечистоту всего человечества. Река, в которой крестился Иисус, это еще и символ мятущихся душ. Христос, погрузившись в воды, освятил и очистил их.
  • Христос — жертва. Смысл Его служения на земле — принести Себя в жертву за грехи человечества. По иудейскому обычаю жертвенное животное перед богослужебным ритуалом должно подвергнуться омовению.


Откуда произошло название «Иордан»

По общепринятому мнению река, где крестили Иисуса, имеет иудейское название. В научной среде по этому поводу нет единого мнения.

  • Самым логичным было предположить семитское происхождение топонима. В этом случае Иордан происходит от еврейского слова «йере?д» («спускается», «падает»), и названия источника Дан — наименование одного из 12 племен древнего Израиля.
  • Существует версия индоевропейского происхождения слова. Издревле на этих ближневосточных территориях проживали индоиранцы — предки филистимлян. Индоевропейский корень danu означает «влага», «вода», «река».
  • Русский религиозный философ Дмитрий Сергеевич Мережковский в «Одиссее» Гомера усмотрел строки, говорящие о некоем племени кидонов, обитавших у берегов Ярдана. Он сделал вывод о том, что река крещения Иисуса названа Иорданом выходцами с Крита.


Священные воды Иордана

Уже за 1000 лет до нашей эры воды реки Иордан почитались священными. Летописцы сохранили немало свидетельств о том, что больные проказой исцелялись после купания в реке. Иные ревнители опускались в воду в погребальных саванах. Отрезы ткани хранили до дня смерти, веруя, что это поможет воскреснуть.

После крещения Иисуса река стала считаться великой святыней и без проведения дополнительных обрядов. Ранние христиане использовали воду, считая ее чудодейственной и обладающей целебными свойствами. Когда христианство стало государственной религией в Византии, верующие получили возможность беспрепятственно передвигаться по империи. Река крещения Христа стала вожделенной целью для паломников.

К берегам Иордана устремилось множество пилигримов, не только для того, чтобы поклониться священным местам. Кроме благоговейного почитания появились и суеверия. В воды реки стали погружать больных в ожидании чуда исцеления и преклонного возраста людей с верой в омоложение. Воду начали применять для окропления сельхозугодий, надеясь, что это принесет обильный урожай. Владельцы морских судов набирали большие сосуды воды, пытаясь предотвратить кораблекрушение и устроить благополучное плавание.

Иордан в наши дни

Поток паломников не прекращается и в наши дни. Согласно древним свидетельствам, место на берегу Иордана, где совершал свою миссию Иоанн Предтеча, находится на территории современного Израиля. Река крещения Христа в этой местности протекает по Палестинской автономии и доступ на нее после войны 1967 года невозможен.

Идя навстречу пожеланиям христиан, израильское правительство выделило небольшой участок берега при выходе Иордана из озера Кинерет (Галилейского моря). При участии Министерства туризма был построен целый комплекс сооружений. Этот паломнический центр не считается историческим местом евангельских событий, но для многочисленных верующих со всего мира он является единственной возможностью погрузиться в священные воды.

Чудеса на праздник Крещения

На праздник Богоявления 19 января православный Иерусалимский патриарх совершает праздничный молебен и великое освящение воды. Кульминационным моментом этого богослужения является троекратное погружение креста в воду. Множество присутствующих свидетельствуют о ежегодно повторяющемся чуде. В момент погружения креста, река крещения Иисуса останавливает свой бег, и воды начинают перемещаться в обратном направлении. Это явление многими очевидцами запечатлено на видео. Иордан имеет довольно сильное течение, и объяснить этот феномен природным фактором не представляется возможным. Верующие считают, что таким способом Бог проявляет свою силу.

Подлинное место крещения Спасителя

Если вопрос, в какой реке крестили Иисуса, уже считается решенным, то с определением места самого события можно поспорить. За двадцать веков русло реки менялось не один раз, канули в Лету государства и народы, существовавшие в библейские времена.

В иорданском городе Мадаба сохранился древний храм времен расцвета Византийской империи. Церковь Георгия Победоносца была построена в середине VI века. Ее пол украшает мозаичная географическая карта Палестины. Сохранившийся фрагмент этого документа имеет размеры 15 на 6 метров. Кроме всего прочего, на карте очень детально изображено и место крещения Спасителя. Это натолкнуло ученых на мысль найти археологическое свидетельство евангельских событий.

На территории Иордании, неподалеку от места впадения реки в Мертвое море, в 1996 году, на сорок метров восточнее современного русла группа археологов обнаружила истинное место крещения Спасителя. Вот уже почти год с израильской стороны река крещения Христа в этом месте доступна для посещения паломников. Все желающие могут добраться до воды и совершить омовение или погружение.

Река крещения Руси

Киевский князь Владимир принял решение сделать православное христианство официальной религией. В историографии как церковной, так и светской, освящая эти события, принято упоминать об устроенном князем Владимиром опросе посланцев разных религий. Греческий проповедник оказался наиболее убедительным. В 988 году состоялось крещение Руси. Река Днепр стала Иорданом государства Киевского.

Сам Владимир принял крещение в греческой колонии Крыма — городе Херсонесе. По прибытии в Киев он повелел креститься всему своему двору. После этого, под страхом причисления к личным врагам, совершил крещение Руси. В какой реке будет происходить массовое таинство, сомнений не возникало. Деревянная статуя самого почитаемого языческого бога Перуна была низвергнута в реку, а киевляне собраны на берегу Днепра и его притока Почайны. Прибывшие с Владимиром из Херсонеса священнослужители совершили таинство, и началась новая эпоха нашего государства.

Приближается Великий праздник Крещения Господня, который дорог и радостен каждому православному христианину! В богослужебном календаре Крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Богоявление Господне) входит в число двунадесятых праздников.

По-славянски «дванадесять» означает двенадцать. Таким образом, двунадесятые праздники – это 12 величайших праздников Церкви, 12 важнейших событий из жизни Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, из истории первоапостольской Церкви, которые раскрывают наиболее значимые моменты Священной истории. Праздник Крещения празднуется не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое, величественное и душеспасительное торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все Три Лица Пресвятой Троицы. В Вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк. 3:22) и был слышен голос Бога Отца, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22).

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Сообразуясь с вышеизложенным отметим, что Крещение Господне называется:
1) Богоявлением, потому что в этот день явился Бог, во Святой Троице поклоняемый: Бог Отец — во гласе, Сын Божий во плоти и Дух Святый — в виде голубя;

2) Просвещением, так как Христос с этого дня явился светом, просвещающим мир.
Наименование праздника происходит от греческого термина baptisma (в славяно-русской традиции – «крещение») означающего буквально «погружение в воду», «омовение»). Исторически он восходит к восточнохристианскому торжеству, именовавшемуся Эпифания (от греч. эпифанэйа – означает чудесное Явление, проявление божественной силы), или Теофания (Тэофанэйа – «Богоявление»). Последнее название – Святое Богоявление – сохраняется в качестве основного и в современном русском православном календаре.

Событие праздника

Согласно словам Святого Евангелия, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришел Иисус Христос (в 30-летнем возрасте - Лк. 3:23) с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «…отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна Предтечи всенародно было засвидетельствовано, что Иисус Христос есть Мессия. Крещение Господа, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37).

После своего крещения Спаситель, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «…был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2).

Говоря о Крещении Спасителя, мы указываем, в первую очередь, на внешнюю сторону события. Христос приходит к Иоанну Крестителю на берега реки Иордан вместе с другими людьми, жаждущими крещения покаяния. Он приходит, крестится, сходя в иорданские воды вместе со всеми людьми, и на Него нисходит Дух Святой в виде голубя и слышится голос Отца с небес. Но это, можно сказать, внешняя, видимая сторона – само Крещение Иисуса Христа, а внутренняя, смысловая сторона – это именно Богоявление.

Само название Богоявление отражает внутреннюю сторону, основное значение этого события. Богоявление – явление Бога, явление миру Пресвятой Троицы, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства (см.: Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22; Ин. 1:33–34). Это первое ясное провозглашение Бога Троицей: свидетельствующий глас Бога-Отца, Сын, крещаемый от Иоанна Предтечи и нисходящий на крещаемого Дух Святой.

Издревле также называется этот праздник днем Просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» (Мф. 4:16) и спасти по благодати, явльшейся Просвещением (явлением) Спасителя (см.: 2 Тим. 1:9-10), падший человеческий род. Заметим, что в навечерие Богоявления был обычай совершать крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей (Домостроительством нашего спасения), оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Крещение Спасителя явилось фактически предизображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (см.: Мф. 28:19–20).

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в Трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Пророка Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией.

Место расположения Крещения Господня

Место, в котором проповедовал и крестил Иоанн Креститель, согласно церковному преданию, называлось Вифавара (местность за Иорданом, где находилась переправа чрез реку, чем и объясняется название города – «дом переправы»). Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено. С XVI века им считается место, где сейчас находится греческий монастырь Святого Иоанна Предтечи, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 километрах восточнее Иерихона и в 5-ти километрах от впадения реки Иордан в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось «Паломническим бродом», из-за множества паломников, стекавшихся сюда для совершения омовения в водах Иорданских.

Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Христова, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху, к слову сказать, этим же путем, ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

История и святоотеческая экзегеза праздника

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). В данных словах Господь устами апостола Павла заповедует нам очищение душ и сердец, дабы удостоиться нам жизни блаженной.

Празднование Богоявления восходит еще к апостольским временам, об этом упоминается в Апостольских постановлениях. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского (II в.) о праздновании Крещения Господня и о совершаемом в преддверии праздника ночном бдении, проводимом в чтении Священного Писания.

В Апостольских постановлениях читаем: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33).

До IV века Крещение Господне и Рождество Христово праздновались совместно, 6 января по старому стилю. Одновременно отмечалось явление Бога в мире, т.е. пришествие, воплощение Второго Лица Святой Троицы Иисуса Христа и одновременно Богоявление, как откровение, явление миру тайны Святой Троицы в событии крещения Спасителя. Отделение Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря (по старому стилю) произошло лишь в IV веке. Рождество Христово как самостоятельный праздник появляется первоначально на христианском Западе в Римской Церкви, а где-то к концу IV века он уже получил известность и на христианском Востоке. Люди, которые приходят в храм в праздничные дни, могут обратить внимание, насколько близки и схожи богослужения этих праздников по своей структуре.

В III в. на праздник Богоявления известны беседы при богослужении святого мученика Ипполита и святителя Григория Чудотворца, Неокесарийского. Тогда же, в русле споров о раздельном или синкретичном праздновании Рождества и Крещения, появляются яркие произведения, в которых на твердых богословских основаниях, но весьма эмоционально обосновывается первая точка зрения. Так, святитель Прокл Константинопольский (V в.) проповедовал: «В предшествующем празднике Рождества Спасителя земля радовалась, в сегодняшний праздник Богоявления море зело веселится, поскольку через Иордан оно получило благословение очищения». А Косма Индикоплов (VI в.) в «Христианской топографии» кратко зафиксировал то, что со временем приняли все православные: «Издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников, если бы стала совершать их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов».

Впоследствии – с IV по IX столетия – великие отцы и учители Церкви (свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст, свт. Амвросий Медиоланский, блж. Августин Иппонский, прп. Иоанн Дамаскин) создали свои праздничные гомилии, искусно сочетающие в себе догматическое содержание и символико-аллегорическую образность.

Святые отцы - Анатолий, архиепископ Константинопольский (V в.), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII в.), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) - составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX в.) - многие песнопения на праздник Крещения Господня, до сих пор поющиеся в этот день.

Иконография праздника

Событийная усложненность праздника, его значительная догматическая составляющая повлияли на то, что изображения Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя.

В ранних христианских памятниках IV–V столетий, таких как ампулы Монцы, мозаики одного из баптистериев в Равенне, плакетка с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос представлялся молодым безбородым юношей. Однако в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.

Несмотря на то, что главным источником иконографии события Богоявления являлось Евангелие, на свидетельстве которого основаны описания Крещения в апокрифах, образы праздника содержали элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения изографы помещали персонификацию реки Иордан – седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке, вместе с олицетворением моря в виде уплывающей женщины.

Кроме того, Евангелие не сообщает о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры в разном количестве, начиная с VI–VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции.

Над находящимся в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа, лучи троичного света, а также благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи» – глас с небес (роспись в монастыре Дафни под Афинами, вторая половина XI в.). Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.
С течением времени на иконах, мозаиках, книжных миниатюрах и прочем появляется большее количество деталей: на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься; иногда на воде изображается крест, слияние потоков Иора и Дана и т.д. (церковь Спаса на Нередице, Новгород, 1199; монастырь святой Екатерины на Синае; псковские храмы, первая половина XIV в.).

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа, что коррелирует с Евангелием и гимнографией праздника (иконы из Сергиево-Посадского музея-ризницы и Софийского собора, XV в.).

В русских памятниках XVI–XVII столетий, несмотря на запрещение церковными Соборами изображать Бога Отца, в Богоявлении в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. И обычно из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух.

Чин Великого освящения воды

Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды.

Совершение освящения воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример был подан Самим Господом Иисусом Христом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.

Святая вода очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, имеет силу исцеления от болезней и всяких немощей. Важно заметить, что освящение воды, совершаемое 18 января (на Крещенский сочельник), никаким образом не сказывается на благодатной силе Великого водоосвящения в этот день, по сравнению с освящением в сам день праздника 19 января.

Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV–V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, а на праздник оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах – в так называемых иорданях, ибо Христос крестился вне храма. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже Тертуллиан и святитель Киприан Карфагенский. В Постановлениях апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 года узаконил совершение двукратного водоосвящения – в навечерие и в праздник Богоявления. Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

Рассказ об особых свойствах воды, набранной в день Крещения Господня, мы можем увидеть уже в одной из проповедей свт. Иоанна Златоуста (VI в.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Необходимо помнить, чтобы святая вода приносила нам пользу — необходимо заботиться о чистоте собственной души, о светлости своих помыслов и деяний, а при каждом прикосновении к святыне возносить в уме и в сердце молитву.

Святитель Феофан Затворник о помощи святой воды писал: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Для всех нас, православных христиан, участие в молитвенном воспоминании праздника Крещения Господня, его переживание, размышление над его значением в истории спасения должно приводить к размышлению над своим местом в этом спасении. По сути, когда мы в нашем личном Крещении вступаем в Церковь, усыновляясь или удочеряясь Богу, мы соответственно вступаем в Церковь, как в Тело Христово, образуя собой его члены. Не лишним будет напомнить, что в Таинстве Крещения каждый из нас дал устами своих крестных родителей обещание Богу в том, что он будет всегда отрекаться от сатаны и дел его и будет всегда соединяться, «сочетаваться» со Христом.

По материалам сайта: http://eparhia-kaluga.ru

Честно говоря, я совершенно не знал об этом споре, пока не приехал в Иорданию.
Израиль стоит на своем, убеждая паломников и туристов, что Христа крестили на современной территории их страны, Иордания же доказывает, что место крещения находится на восточном берегу реки Иордан...
Понятно, что этот вопрос имеет крайне важное значение для обеих стран по нескольким причинам. Во-первых, с религиозной точки зрения, во-вторых, с точки зрения привлечения туристов.
Как же все обстоит на самом деле? На каком берегу на самом деле Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа - на западном или восточном? И почему всегда местом крещения считался израильский Ярденит, а теперь возник спор и настоящим местом называют иорданский Вади-Харар?


2. На сегодняшний день река Иордан является границей между двумя странами - Израилем и Иорданией.
Причем отношения у них между собой, мягко говоря, не очень. Так что, помимо религиозной и туристической сторон спора добавляется еще и политическая. Ширина реки в этом почитаемом христианами месте составляет не больше 10 метров и паломничество идет и с той, и с той стороны. На фото выше вы видите, что между израильскими досками и иорданскими буйками всего пара метров - поднырнув с одной стороны, вынырнуть можно уже в соседней стране.
В этих условиях власти обоих государств, обеспечивая возможность паломничества, предпринимают особые меры безопасности и контроля во избежание незаконного пересечения границ двух недружественных государств. И с той, и с той стороны в месте омовения паломников постоянно присутствуют вооруженные пограничники и работники спецслужб.

3. У православных считается правильным три раза окунуться в воды Иордана, как это делается во время обряда крещения

4. Для омовения на месте продают специальные длинные белые рубашки. Стоят они около 20 долларов, но никто не принуждает совершать омовении только в них.
Гиды предупреждают, что можно и в своей одежде, но желательно, чтобы она закрывала торс и верхнюю часть ног

5. Многие окунаются в своей одежде

6. А кто-то и не прикрывая торс

7. Некоторые не окунаются в воду, а лишь трижды споласкивают лицо и руки.

8. Или друг друга

9. Взгляд с другого берега реки Иордан

10. Настоятель египетской коптской церкви приехал на омовение с группой египетских христиан.

11. Но вернемся к спору, о котором шла речь в начале поста...

12. С израильской стороны место паломничества называется Ярданит (или Эйзария) и открыто для посещения оно было еще в 1981 году. С тех пор поток желающих окунуться в воды святой реки в месте, где крестили Иисуса Христа, не иссякает ни на один день. Но.... В конце 90-х появилось одно НО. И оно на территории Иордании

13. В конце 90-х годов археологи обнаружили непосредственно место, где был совершен обряд крещения Иисуса Христа. Оно называется Вади-Харар и находится... с Иорданской стороны!
В сочинениях, написанных паломниками по Святым местам времен расцвета Византийской империи, часто упоминалась греческая колонна с крестом на вершине, обозначающая место крещения и установленная во времена раннего христианства. Международная группа археологов-библеистов заявила, что ей удалось обнаружить именно то место на реке Иордан, где Иоанн Креститель совершил обряд над Иисусом Христом. Было обнаружено, как полагают ученые, основание той самой колонны.

14. Археологи именно здесь нашли остатки 3-х церквей, названных в честь Иоанна Крестителя, а рядом, на берегу старого русла Иордана, именно на месте крещения Иисуса остатки церкви 5-6 в., построенной императором Анастасием. Почему старого русла? Все дело в том, что в V веке Иордан несколько изменил свое русло при впадении в Мертвое море. И находка была обнаружена на 40 метров восточнее берега Иордана.
Именно поэтому Иордания и утверждает, что правильным приезжать на паломничество именно на восточный берег, а не на западный. Получается, что несмотря на известный факт крещения на западном берегу, сейчас это место находится на восточном...

15. Вади-Харар находится в приграничной зоне, поэтому доступ туристических групп к нему под особым контролем. Подъезжая к святому месту, повсюду вы увидите пограничные ограждения, контрольные вышки и контрольно-пропускной пункт на въезде в туристический сектор.

16. После открытия археологами Вади-Харар в окрестностях построили свои храмы все христианские конфессии

17. Пункт проверки на въезде в Вади-Харар. Здесь гид передает пограничникам список группы, по которому на выезде он проконтролирует, что группа покинула пограничную зону в полном составе, никто не убыл и не прибыл

18. Сменный наряд пограничников готовит обед

19. От парковки к месту паломничества ведет аллея с навесом от солнца. Вокруг Вади-Харар иорданская пустыня и часто температура воздуха здесь поднимается до 40 градусов Цельсия и даже выше. Так что навес здесь совсем не лишний

20. Несмотря на окружающую пустыню и жару, вдоль аллеи можно увидеть цветы

21. Спуск к месту омовения

22. На месте старого храма, которое обнаружили по остаткам мозаики, построили греческую православную церковь

23. Внутри достаточно скромные росписи на стенах и небольшой иконостас...
Кстати, во всех пяти церквях, которые вырастали друг за другом на этом месте после того, как землетрясения разрушали предыдущую, не было алтарей, как положено по традиции, только выход к лестнице, ведущей к реке Иордан. Вместо алтаря здесь другое святое место - место крещения Иисуса Христа.....

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:

После раннего завтрака, с вещами садимся в автобус. Едем через город по крутому спуску, где мы поднимались вчера от берега Галилейского моря. Проехали это чудесное озеро. Здесь нам показали, где вытекает из него река Иордан. Едем в город Ерихон , который находится в восточной окраине Иордании. Он неоднократно упоминается в Ветхом и Новом Завете. Дорога занимает около часа. Река Иордан течёт с севера на юг, и её длина здесь в 2 раза больше. Название реки Иордан означает спускающаяся, ниспадающая. Вода её по библии целебная. По библейским преданиям был исцелён человек от проказы. Едем по Иорданской долине. Слева от нас вдали видна полоска Мёртвого моря. Жаль, что туда мы не поедем. Уровень мёртвого моря – самый низкий в мире. Справа на горе видим крепость. Рядом проходят поля с саженцами. Между рядов проезжает небольшой трактор и поливает их. Теперь едем по пустыне. Слева и справа пески и камни. Наконец подъехали к реке Иордан. Выходим из автобуса, и идём в тростниковые раздевалки.

Опять надеваем купальник, белые рубахи и идём по ступенькам до реки. Река здесь неширокая 15-20 метров. Вода зеленоватая и непрозрачная. Посредине реки стоит пограничный столбик, по другую сторону находится Иордания, и заплывать далее границы нельзя. Здесь же находится пограничный пост, и пограничники, которые наблюдали за нами.


Наша группа паломников выстроились у воды и вместе с батюшкой стали читать молитвы. Напротив, нас на другом берегу паломники Иордании. У них крещение по-другому, они заходят в воду по щиколотки, священники с молитвой обливают их сверху небольшим количеством воды. Мы же русские — стоим облачённые белыми рубахами в молитвах.

Наш батюшка освящает воду крестом.

Вникаем в смысл священных слов. Множество мух слетелось к нам, они мешают и щекочут ноги. Туристы с того берега с любопытством разглядывают и фотографируют нас. Здесь на реке в библейские времена Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа. Место очень святое. Наконец наш батюшка с молитвой освятил воду большим крестом. Теперь можно заходить.

Вода показалась прохладной. Окунулась трижды с молитвой «Отче Наш». Ощущения незабываемые. Солнце, вода и Дух Святой. Мне так понравилось, и вода уже не казалась холодной. Теперь идём одеваться в раздевалки, и к автобусу. Снова едем по Иудейской пустыне. Небо сине-голубое, жёлтые пески, местами вдоль дороги растут красивые красочные кусты.

Справа от нас видим верблюдов. Их коричневая окраска выделяется среди оранжевого песка.


Приехали в Ерихон , самый древний город мира к греческому монастырю пр. Герасима Иорданского . Он расположен неподалёку от впадения реки Иордан в Мёртвое море. На этом месте останавливалась Богородица с Младенцем и Иосифом по дороге в Египет.

Монастырь Св. Герасима — один из древнейших в Палестине. Он был построен преп. Герасимом в 455 году. Св. Герасим был родом из Мир Ликийских. Монастырь представлял собой каменную крепость, рассчитанную примерно на 70 монахов. На середине лавры находилась » киновия» (общежитие) для новоначальных. Монахи «достигшие степеней совершенства», помещались в отдельных келиях.

Пять дней недели каждый пребывал в своей келии, не вкушая ничего, кроме хлеба воды и фиников. В субботу и воскресение отшельники собирались все вместе, и по причащении Св. Таин, за общей трапезой вкушали варёную пищу и немного вина. Они не имели никакого имущества, кроме одежды, и, уходя не затворяли дверей своих келий. В пустыне подвизались другие св. отцы; пр. Феоктист, преп. Феодосий и др.


Память святого празднуется 4 марта. Пр. Герасим был столь воздержан, что весь Великий пост пребывал без пищи, довольствуясь только причастием Св. Таин. Преподобного изображают обычно вместе со львом. Этот лев, после того, как Св. Герасим исцелил его, стал преданным и неразлучным «послушником» преподобного, и использовался на монастырских работах.

Со времени арабского нашествия 637 года сведения об монастыре становятся малочисленнее, и затем исчезают. В 12 веке русский паломник игумен Даниил застал в монастыре 20 монахов.

Нынешний монастырь находится в нескольких милях от сада по направлению к Мёртвому морю. Он похож на небольшую крепость в пустыне. Примечательно, что неизвестны ни место погребения св. Герасима, ни сведения о его мощах.

Полы в храме из старинной мозаики. Мне понравилась огромная икона — крещение Иисуса Иоанном Предтечей.


Во внутреннем дворике очень уютно. Монахи нас угощают рисовой похлёбкой с хлебом.

Церковная еда всегда сытна и вкусна. Здесь в углу находится клетка с огромными зелёными попугаями. Справа небольшая церковная лавка.
Едем к следующему монастырю Пророка Елисея . Во дворе сохранилось знаменитое дерево Закхея, на котором сидел сборщик податей в надежде увидеть Спасителя.


Справа от нас источник святой воды. Можно пить, и умыться свежей водой. Заходим в храм.

Далее едем в монастырь «Русская миссия ». Здесь во все стены висят огромные иконы. Мне понравились с библейскими событиями — Крещение Иисуса, где Спаситель сам излечивал больного и т.д.

Снова выходим на улицу, погода стоит очень тёплая. На термометре у входа я заметила температура воздуха +26 С’. Рядом фруктовый сад с лимонами и апельсинами. Далее наш путь в Каранталь к Горе Искушений . На этой горе Иисус Христос постился в течение 40 дней и ночей после Своего Крещения, и здесь же Диавол искушал Его. Автобус остаётся внизу на стоянке, а мы идём 30 минут пешком в гору по каменистой дороге.

Добрались первые до железных ворот монастыря. Здесь находится греческий православный монастырь Искушения , построенный в 4 веке, и недостроенный монастырь на вершине горы. Стучим в двери. Наконец нас услышали, и открыли дверь. Здесь необычные проходы с открытыми сводами. Вместо потолка свешивающиеся склоны горы.

Выходим на длинный балкон, который нависал прямо над пропастью.

Главной святыней монастырского храма является камень, на котором молился Иисус. Мы по очереди в благоговении прикладываемся к нему. Ознакомившись с внутренними помещениями, выходим из храма и спускаемся уже за 15 минут к автобусу. Едем обратно, туда, где нас оставил гид Дмитрий. Ему нельзя ездить сюда, так как у него гражданство Израиля. Такие здесь дикие порядки.
Теперь едем из Эрихона к востоку. Здесь раскинулась удивительная своей каменистой дикостью Иудейская пустыня. Путь проходит по извилистой дороге. Автобус остаётся на стоянке. Со смотровой площадки открывается сказочный вид на пустынную, сезонную реку Нахаль Прат (на иврите) или Вади Кельт (на арабском), которая за многие годы образовала в скале каньон впечатляющих размеров. Длина глубокого и узкого ущелья — около 28 километров, а перепад высоты – более 1000 метров. На дне каньона есть три ручья: Эйн-Прат, Эйн-Мабуа и Эйн-Кельт. Нам на этот раз предстоит спуститься глубоко вниз к храму, что находится в каньоне. Нас предупредили, что некоторые паломники могут остаться наверху. Дорога состоит из больших плит. Местные извозчики с ослами, предлагают свои услуги по крутому спуску, но никто из наших паломников не пожелал. Здесь необычная природа. Горы резко обрываются вниз в виде каньонов.

Постепенно вечереет, воздух насыщен свежестью, и незнакомыми горными запахами. Мы неспешно спустились, последний отрезок пути надо пройти с подъёмом.

Наконец подошли к вратам храма пр. Хозевита , основанный, около 480 г. и посвящён Пресвятой Богородице. В пещерах ущелья, по соседству с храмом, располагались кельи иноков. Некоторые кельи виднелись в почти отвесной стене. Далее идём в пещерный храм Ильи Пророка , в память искушения Христа Дьяволом. По преданию это происходило на этом месте. Здесь скрывался и молился пророк Илия во время трёхлетней засухи. В этой же пещере св. Иаким получил от Ангела известие, что его жена родит долгожданную дочь Марию – Богородицу.

На улице уже темнело. В одном из залов храма балкон выходит на ущелье. Картина необычна перед закатом солнца. Вместо обзора во весь пролёт виднелась каменная стена. Добродушные монахи угостили нас кофейным напитком, чтобы подкрепить наши силы для обратной дороги. Теперь наш путь обратно, нужно подняться по крутому склону извилистой дороги.

Несколько человек согласились ехать на ослах, их сопровождали пешие погонщики. Я не поехала на осле, а пошла пешком, чтобы прочувствовать всю вечернюю красоту гор. Поднялись довольно скоро, и времени потратили почти это — же, за которое спустились. Меня это даже удивило. Вот, что значит освящённый кофейный напиток. Садимся в автобус.
Едем в Вифлеем , который находится в 8 км от Иерусалима по территории Палестины . Наш Гид опять нас временно покинул, так как ему нельзя находиться на чужой территории. На улице уже темно. Приехали в гостиницу, разместились по своим номерам. Номер у нас немного прохладный. Включаем кондиционер, но он, то перегревает комнату, то отключается.


Крещение Господня – одно из самых важных событий в истории христианства. Оно знаменует начало миссии Христа, а также явления Иисуса всему христианскому миру. За Евангелием Триединый Бог обратился к Иоанну Крестителю, который и провел церемонию. Именно река Иордан является местом крещения Иисуса Христа.

Священная вода

Река Иордан

Около 2000 лет прошло, как люди со всего мира приходят к берегам священной реки за духовным и физическим выздоровлением. Каждый верит, что после омовения, можно будет исцелить душу и тело. Речка не раз меняла свое русло, непосредственно двигались и границы соседствующих государств. Единой постоянной вещью осталась вера человека в Бога, в его силу подарить чудо каждому.

19 января ежегодно отмечается Крещение Господня. И в этот день, когда на речке Иордан патриархатом служится праздничный молебен, воды образуют кругооборот, разворачиваются и начинают течь в обратном направлении. Сама река протекает с гор 400 метров и впадает в озеро Киннерет. Она не становится соленной сразу, из-за мощности потока протекает еще несколько сотен метров. Дальше Иордан перетекает в Мертвое море.

При крещении Иисуса, на него снизошел Святой Дух и воды обернулись вспять. С того времени это повторяется каждый год. Перед Крещением православные пускают вдоль речки в Мертвое море деревянные кресты, на которых горят свечи. 19 января они приплывают за обратным течением назад. Соответственно, в этот день пресные воды библейской реки соленые.

Поскольку священное место находится в Иордании, местные власти разрешают освящать воду только на праздник Крещения. Лишь в этот день патриарх может провести службу.

Течение Иордана очень сильное, потому никто не смеет отнести чудо, происходящее каждый год, списать его на природные явления. К тому же при каждом молебне присутствует не одна тысяча людей.

Многие паломники приезжают, чтобы просто окунуться. Некоторые – принимают здесь обряд. Окунаться в реку принято семь раз с головой.

Центр проведения обряда

Ярденит – территория с различными сооружениями, которая расположилась на реке Иордан. Относится комплекс в северной части Галилеи, находится возле берегов озера Тивериадского.

Обратите внимание! Добраться к нему возможно, следуя дорогой №90.

Ярденит именует место, где речка выходит из озера. Сегодня именно здесь проводят символический обряд, во время которого происходит крещение для прихожан греческо-православной и католической церкви.

Место крещения Иисуса Христа располагается ниже по течению Иордана. Священной точкой считают Каср-Эль-Яхуд, где и сегодня проходят обряды крещенья паломников. Но территория находится на границе двух государств, потому нет свободного доступа. С 2011 г. посетить его можно исключительно в день Крещения Господня, в другое время абсолютно все закрыто.

С 1981 г. Ярденит выбрали условной точкой крещенья, именно здесь сегодня и проводят обряды для желающих. Территория принадлежит Киннерету, ею управляют члены кибуца.

Немного истории

Обряд крещения в реке Иордан

Вся территория описана известным высказыванием из Евангелия, переведенным на различные языки. Он гласит, что река Иордан является местом крещения Иисуса Христа.

В христианских исторических фактах указано, что в реальности церемония проходила в поселении Вифавара – сегодняшнем Каср-Эль-Яхуд. Доступ к территории перекрыли из-за последствий Шестидневной войны. Посещения дозволили только после того, как подписали мирный договор с Иорданией. Случилось это только в 1994 году.

Из-за происшедших событий Министерством туризма было решено построить комплекс, который послужит дополнительной площадкой. Потому с 1981 года именно Ярденит был одним местом таинства со стороны Иордана, что подлежало регулировке, пока в 2011 г. не открыли Каср-Эль-Яхуд.

Позже провели раскопки, в результате которых обнаружили остатки византийской церквушки. Потому считается, что местом, которое указывалось в библии, Вифавары — было селение Вади-эль-Харар в Иордании. Только сегодня там нет русла реки, поскольку за столько лет она изменила маршрут.

Еще одним местом крещенья стало озеро Кинерет, возле восстановленного храма Двенадцати Апостолов. Но все же именно воды реки Иордан несут тот самый сокровенный духовный смысл.

Современность

Ярденит представляет собой комплекс со всевозможными удобствами для посетителей: лавки с сувенирами, рестораны, паркинг. Для желающих совершить омовение, здесь расположены раздевалки и магазинчики, где можно арендовать или приобрести необходимую для проведения обряда одежду. Здесь проложены дорожки, обустроены места для окунания, рядом находится центр для паломников. Каждый год около 400 тысяч туристов приезжают в это место.

Границы между странами не видно, она больше условная. Но со стороны Иордании всегда можно увидеть несколько вооруженных военных. От Иордании попасть к месту крещения можно по желанию, а вот со стороны Израиля доступ открыт лишь при мирном положении (палестинская территория).

Эти берега речки очень полюбились различными рыбами, а также нутриями, которые раньше водились возле долины Хула. Это обусловлено тем, что из-за постоянного наплыва посетителей, у них достаточно обильное питание.

Весь процесс погружения займет не более получаса. Желательно брать с собой плавательные принадлежности (купальник, полотенце, сланцы). Но при необходимости все можно приобрести, так же это касается и крестильной сорочки. Денег за омовение в священной воде никто не берет.

Река Иордан и место крещения Иисуса Христа на фото выглядит небольшим и мутным. Быстрота водного течения поднимает всю глину со дна реки, потому вода здесь не очень чистая. Но после того как набрали ее в бутылку и дали отстояться, можно убедиться, что она станет прозрачной.

Для каждого верующего человека это место является особенным, потому не стоит упускать возможность туда отправиться.

Помимо священных вод стоит отправиться посмотреть на Мертвое море с его прекрасными пейзажами.



Статьи по теме