Комаричи детское пособие на второго ребенка. Выплаты семьям при рождении второго ребенка. Уважаемые коллеги, благодарю за внимание и поддержку

Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Брянской области и Брянске Ежемесячная выплата на ребенка в Брянской области и Брянске Выплата на ребенка в Комаричском районе Брянской области

Ежемесячная выплата на второго ребенка из средств материнского капитала установлена Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" . Выплата полагается только тем нуждающимся семьям, в которых второй ребенок родится или будет усыновлен после 1 января 2018 года.

Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат установлен Приказом Минтруда России от 29.12.2017 N 889н .

Надо иметь ввиду, что ежемесячная выплата выплачивается семье до достижения ребенком возраста 1,5 лет:

  • со дня рождения ребенка , если обращение последовало не позднее 6 месяцев с даты рождения ребенка (сумма ежемесячных выплат за прошедшие месяцы с рождения ребенка до обращения за назначением выплаты будет перечислена гражданину в полном размере);
  • со дня обращения , если гражданин обратился за назначением выплаты позднее 6 месяцев.

Мама должна подать сразу два заявления: на получение сертификата на материнский капитал и на установление выплаты. Одновременно можно подать заявление и на получение СНИЛС ребенку. С заявлениями необходимо обратиться в многофункциональный центр (МФЦ) или непосредственно в территориальное отделение ПФ РФ по месту жительства:

УПФР в Комаричском районе

График работы

Понедельник
Вторник 09:00 - 18:00, перерыв: 13:00 - 13:45
Среда 09:00 - 18:00, перерыв: 13:00 - 13:45
Четверг 09:00 - 18:00, перерыв: 13:00 - 13:45
Пятница 09:00 - 16:45, перерыв: 13:00 - 13:45
Суббота выходной день
Воскресенье выходной день

Контактная информация

Последние новости по детским пособиям, выплатам и льготам г. Брянска и Брянской области

Все новости г. Брянска и Брянской области

Популярные ответы на вопросы по детским пособиям

Да, имеет. Законодательство устанавливает право ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, поэтому отпуск по уходу за ребенком можно прервать, выйти на работу, а потом снова написать заявление на отпуск. Право на данное пособие при этом женщина не теряет...

В соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспобности, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н получить больничный лист по уходу за ребенком может один из членов семьи, фактически осуществляющий уход, если он является застрахованным лицом...

В Брянской области, как и в других субъектах федерации, забота о семьях с детьми является приоритетной для местных властей. Спецификой данного региона является наличие территорий, пострадавших во время событий на Чернобыльской АЭС. Соответственно поддержка семей, проживающих в этих местах, - одна из важнейших задач руководителей области. Предпринимаемые усилия положительным образом сказываются на демографической ситуации в регионе, снижении социальной напряженности.

С 01.02.2017 большинство федеральных и областных детских пособий в Брянске и Брянской области были проиндексированы на 5,4%. Ощутимая помощь оказывается многодетным и малоимущим семьям. Упоминания заслуживают как различные льготы, так и реализация программы областного материнского капитала. Средства этой субсидии, полученной по достижении ребенком трехлетнего возраста, могут помочь в следующих ситуациях:

  • улучшении условий проживания семьи;
  • обучении детей в семье;
  • создании накопительной части своей трудовой пенсии.

В таблице приведены детские пособия, на которые могут рассчитывать жители Брянска и Брянской области.

Пособия по беременности

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель):

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего

Пособия по родам

Единовременные выплаты при рождении ребенка:

Размер 16350,33 руб.
Необходимые документы Для работающих:
  • заявление;
  • справка о рождении ребенка, выданная в ЗАГСе;
  • справка с работы второго родителя о неполучении пособия.

Для матерей-одиночек:

  • справка из ЗАГСа о внесении в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка.

Для неработающих:

  • заявление;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка из ЗАГСа;
  • трудовые книжки с записями об увольнении обоих родителей.

Для неработающих:

  • документы, подтверждающие отсутствие у родителей трудовой деятельности.
Сроки обращения и получения Решение о выплатах должно быть принято в течение 10 дней после предоставления документов. Обращаться не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка.
Кто получает Один из родителей или лицо, их заменяющее.
Куда обращаться Для работающих выплаты производят по месту работы. Для неработающих или обучающихся очно за пособиями на детей следует обращаться в РУСЗН (районное управление социальной защиты населения) Брянска и Брянской области. Срок получения: Пособие выплачивается не позднее 10 дней с даты предоставления всех необходимых документов. Срок обращения назначается при обращении за пособиями в соответствующие организации Брянска и Брянской области в течение 6 месяцев со дня рождения ребенка.

Единовременное пособие по беременности и родам:

Губернаторское пособие при рождении третьего и последующих детей:

Размер 2000 руб.
Необходимые документы
  • заявление, в котором следует указать способ получения выплаты;
  • свидетельство о рождении ребенка и его копия;
  • копия паспорта заявителя с отметкой о регистрации в Брянской области;
  • справка (сведения) с места жительства ребенка о его совместном проживании с родителем (опекуном);
  • справка органа соцзащиты населения по месту жительства в другого родителя (опекуна) (в случае их раздельного проживания) о неполучении супругом пособия.
Кто получает Многодетная семья
Куда обращаться Органы соцзащиты.

Губернаторская выплата при рождении ребенка:

Ежемесячная денежная выплата при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей, родившихся (усыновленных) после 31 декабря 2012 года:

Размер 7592 рубля.
Необходимые документы
  • копия свидетельства о рождении предыдущих детей;
  • свидетельство о смерти в случае смерти предыдущих детей;
  • справка с места жительства о совместном проживании с ребенком и составе семьи, в случае раздельного проживания родителей - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства другого родителя о неполучении пособия;
  • выписка из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы);
  • документы о размере доходов каждого члена семьи за 12 месяцев.
Сроки обращения и получения Решение должно быть принято в течение 10 дней.
Кто получает Семья, доход на каждого члена семьи в которой не превышает величину среднего дохода на душу населения.
Куда обращаться Органы соцзащиты.

Пособия детям до 1,5 лет

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком:

Размер Для работающих - 40 % среднего заработка, но не менее 3065,69 руб. - по уходу за первым ребенком. По уходу за вторым ребенком и последующими детьми - 6131,37 руб. Для неработающих: - 3065,69 руб. по уходу за первым ребенком; 6131,37 руб. - по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.
Необходимые документы
  • заявление о назначении пособия;
  • свидетельство о рождении (или усыновлении) ребенка и его копия;
  • свидетельства о рождении предыдущих детей (ребенка) и копии;
  • справка с места работы или учебы второго родителя ребенка о неиспользовании отпуска по уходу за ребенком и неполучении пособия.

Если оба родителя не работают и не учатся:

  • справка из органов соцзащиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении пособия.
Срок получения Решение о назначении пособия должно быть принято в течение 10 дней.
Кто получает Один из родителей или лицо, их замещающее и фактически осуществляющее уход за ребенком.
Куда обращаться Для работающих - по месту работы одного из родителей, находящегося в отпуске по уходу за ребенком. Для уволенных в связи с ликвидацией организации в период беременности, родов, отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет и не получающих пособие по безработице - в органы соцзащиты.

Ежемесячные пособия в Брянске и Брянской области по уходу за ребенком до 3-х лет в «чернобыльской зоне» , на детей, рожденных до 01.07.2016 года:

молочными продуктами детей первого года жизни:

Размер 413 руб.
Необходимые документы
  • заявление в письменной форме;
  • заключение педиатра о нуждаемости ребенка в полноценном питании;
Период назначения Решение о назначении должно быть принято в течение 10 дней.
Кто получает Один из родителей или лицо, их замещающее.
Куда обращаться Органы соцзащиты.

Пособия детям до 3 лет

Ежемесячная компенсация на питание специальными молочными продуктами детей второго и третьего года жизни:

Размер 359 руб.
Необходимые документы
  • заявление;
  • паспорт или иное удостоверение личности с отметкой о регистрации на территории Брянской области;
  • заключение педиатра о необходимости специального полноценного питания для данного ребенка;
  • свидетельство о рождении ребенка и его копию;
  • справка с места жительства ребенка о его совместном проживании с родителем (опекуном), в случае раздельного проживания родителей дополнительно представляется справка (сведения) о месте жительства другого родителя;
  • документы о размере доходов каждого члена семьи;
  • выписка (сведения) из решения об установлении над ребенком опеки для ребенка, находящегося под опекой;
  • справка (сведения) о неполучении денежного содержания на ребенка для ребенка, находящегося под опекой;
  • справка (сведения) органа социальной защиты населения по месту жительства другого родителя (в случае раздельного проживания) о неполучении субсидии.
Сроки обращения и получения Решение о назначении в Брянской области дополнительного пособия должно быть принято в течение 10 дней.
Кто получает Один из родителей или лицо, их заменяющее и фактически осуществляющее уход за ребенком.
Куда обращаться Органы соцзащиты.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего , проходящего военную службу по призыву:

Размер 11096,76 руб.
Необходимые документы
  • заявление;
  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка из воинской части о прохождении отцом ребенка военной службы по призыву (с указанием срока службы).

Если потребуется:

  • свидетельство о смерти матери;
  • выписка из решения об установлении над ребенком (детьми) опеки;
  • копия вступившего в силу решения суда;
  • копия заключения медицинской организации.
Сроки обращения и получения Решение о назначении выплат должно быть принято в течение 10 дней.
Кто получает Мать или лицо, ее заменяющее и фактически осуществляющий уход за ребенком.
Куда обращаться Органы соцзащиты.

Ежемесячное пособие детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (по постановлению № 481).

Размер 2117,50 руб.
Необходимые документы
  • справка, подтверждающая призыв отца ребенка на военную службу и прохождение им военной службы по призыву, выданная военным комиссариатом по месту его призыва;
  • копия документа, подтверждающего гибель (смерть, признание в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявление умершим) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы по призыву;
  • копия свидетельства о смерти военнослужащего;
  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • справка образовательного учреждения, подтверждающая обучение ребенка по очной форме (представляется по достижении им 18-летнего возраста каждый учебный год), - для обучающихся по очной форме обучения в образовательном учреждении;
  • справка, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающая установление инвалидности с детства, - для ребенка, достигшего 18-летнего возраста;
  • копия решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) - для опекуна (попечителя);
  • копия документа, удостоверяющего личность получателя.
Сроки обращения и получения Решение о назначение должно быть принято в течение 10 дней.
Кто получает Законный представитель ребенка.
Куда обращаться Органы соцзащиты.

Дополнительная ежемесячная денежная выплата семьям при рождении либо усыновлении третьего или последующего ребенка после 31 декабря 2012 г. и до достижения детьми возраста 3-х лет:

Пособия детям после 3 лет

Районный отдел социальной защит населения выплачивает следующие пособия на детей указанного возраста:

Вид пособия Размер
Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет. 282 руб.
Ежемесячное пособие на детей одиноких матерей. 564 руб.
Ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву, а также детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов. 423 рублей.
Дополнительное ежемесячное пособие по уходу за детьми-инвалидами. 242 руб.
Ежемесячная компенсация на питание детей, проживающих за пределами зон радиоактивного загрязнения, посещающих детские дошкольные учреждения, расположенные на территории зоны радиоактивного загрязнения. 280 руб.
Ежемесячная компенсация на питание детей, проживающих за пределами зон радиоактивного загрязнения, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, расположенных на территории зоны радиоактивного загрязнения. 111 руб.

Прочие пособия

Областной материнский капитал:

Ежегодное пособие на школьников из многодетной малообеспеченной семьи к началу учебного года:

Размер 1000 руб.
Необходимые документы
  • заявление (в письменной форме);
  • свидетельство о рождении и его копия;
  • справка с места жительства ребенка о его совместном проживании с родителем (опекуном, попечителем);
  • справка об учебе ребенка в общеобразовательном учреждении;
  • справка о получении ежемесячного пособия;
  • удостоверение (сведения) многодетной матери и его копия;
  • справка органа соцзащиты населения по месту жительства другого родителя (опекуна, попечителя) о неполучении супругом пособия;
  • выписка из решения органов местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства) для назначения пособия на ребенка, находящегося под опекой (попечительством).
Сроки обращения и получения Назначается и выплачивается ежегодно, не позднее сентября текущего года.
Кто получает Один из родителей (опекунов, попечителей многодетной малообеспеченной семьи) на каждого совместно проживающего с ним ребенка - учащегося общеобразовательного учебного заведения, на которого выплачивается ежемесячное пособие на ребенка.
Куда обращаться Обращаться в органы соцзащиты.

Дополнительно в регионе выплачиваются следующие выплаты:

Вид пособия Размер
Лицам, усыновившим ребенка, оставшегося без попечения родителей. 15 000 рублей. Для получения обращаться в органы соцзащиты.
Лицам, взявшим на воспитание ребенка-инвалида (усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям). 10 000 рублей.
При усыновлении ребенка-инвалида. Два пособия: 15 000 рублей и 10 000 рублей.
При передаче ребенка под опеку. 1000 рублей (при обращении за ним не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка).
Пособие замещающим семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Единовременно до 12 тыс. рублей.
Единовременное пособие при всех формах устройства ребенка. 16350,33 руб.
Выделяемые в Брянске и Брянской области детские пособия на содержание подопечных детей. На одного подопечного ребенка до 6 лет - 4859 руб. На одного подопечного ребенка от 6 до 18 лет - 5466 руб. На проезд ребенка в общественном транспорте - 271 руб.
Вознаграждение приемных родителей. За одного ребенка - 4173 рубля.
За каждого последующего ребенка + по 3161 руб.
При осуществлении ухода одним из родителей (усыновителей) или опекуном (попечителем) размер ежемесячной выплаты по уходу - 5500 рублей. Если уход осуществляет другое лицо, ежемесячная выплата по уходу - 1200 рублей.

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

МБОУ «Брянский городской лицей №2 им. »

Оккупационный режим: трагедия детей Брянщины

Предметная область: история

Руководитель: учитель истории

МБОУ «Брянский городской лицей №2

1. Введение…………………………………………………………………….2

2. Основная часть

2.1 Начало оккупации. Возникновение структуры оккупационной власти на Брянщине………………………………………………….....4

2.2 Дети и оккупация……………………………………………………....4

2.2.1 Материальное положение……………………………………….4

2.2.2 Медицинская помощь……………………………………….…...5

2.2.3 Образование и «новый порядок»…………………….....……....6

2.2.4 Угон детей в Германию……………………………………....….7

2.2.5 Трудовая повинность…………………….……...……………….7

2.2.6 Дети-партизаны………………………………………………......8

2.3 Эстафета детей войны детям мира……………………………………9

3. Заключение…………………………………………………………….….10

4. Список литературы……………………………………………………….11

5. Приложение…………………………………………………………….....12

1. Введение

Каждый год мы торжественно празднуем 17 сентября – День Освобождения города Брянска от немецко-фашистских захватчиков. В 2013 году отмечалось 70-летие освобождения Брянщины. Время движется вперед по своим законам; уходит в прошлое многое, но никогда не уйдут из памяти брянцев 711 дней самоотверженной борьбы за свободу и независимость, свое право жить. Подвиг во имя Отечества, победа русского народа в Великой Отечественной войне являются великим историческим фактом.
Юбилейная дата стала поводом еще раз обратиться к тем далеким и трагическим дням 1941 – 1943 гг.

Темы войны не перестает быть актуальной. На днях я стала свидетельницей того, как русский парень лет 17 насмехался над мальчиком другой национальности, а ведь тот был намного младше его. Не с этого ли начинается фашизм? Неужели мы стали забывать о том, ради чего наши деды сражались на войне?
Во время Второй мировой войны мирное гражданское население разных национальностей подвергалось настоящему геноциду со стороны нацистских оккупантов, и об этом надо помнить постоянно. Ибо злодейство, преданное забвению, может снова повториться.

В учебниках по истории Брянского края тема Великой Отечественной войны изучается, прежде всего, в связи с военными действиями, но очень кратко рассматривается оккупационный режим, установившийся на территории края. Мне же захотелось более подробно узнать о судьбах людей, оказавшихся в оккупации и, особенно, о жизни моих сверстников.

Не секрет, что некоторые молодые люди и в России с небрежностью используют лозунги и выражения, порой не задумываясь над их националистическим смыслом. И, на мой взгляд, серьезным предостережением к распространению нацистских настроений является не знание подлинной информации о том, что такое фашизм в действительности и как от него пострадали самые незащищенные – дети.

Цель работы : выяснение положения детей Брянского края в период фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны.
Хронологические рамки моего исследования включают период с октября 1941 г. – начала оккупации Брянской области немецкими войсками – и до сентября 1943 г. – полного освобождения Брянской области от немецких войск и ликвидации оккупационного режима.

Таким образом, объектом является положение детей на оккупированной территории Брянской области.
Предмет исследования – особенности оккупационного режима на Брянщине.

Задачи исследования :

1. Исследовать особенности оккупационного режима и жизни детей в Брянской области в период с 1941г по 1943 г.

2. Проанализировать имеющиеся документы, мемуарную и историческую литературу по этому вопросу.

3. Выяснить, что знают современные школьники об оккупации Брянска и положении их сверстников в те трагические дни.

4. Сформулировать по итогам исследования выводы, направленные на использование исторического опыта в современных условиях, с целью антифашистского воспитания молодежи.

В работе используются мемуары, монографии, материалы научно-практических конференций, интервью с некоторыми из живых свидетелей оккупации.

Так, в книге, Ю. Т Трифанкова «Брянщина в период оккупации гг.: Генезис партизанского движения и коллаборационизма » дается анализ структуры оккупационной власти на территории города Брянска. Книга Б. Ковалева «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации» помогла мне узнать о жизни детей в период оккупации, об идеологическом воспитании оккупантов в духе фашистского режима, свидетельства очевидцев. Книга «Память войны», в которой содержатся материалы межгосударственной научно-практической конференции 2005 года, дала мне возможность представить жизнь людей в предвоенные, военные и послевоенные года. Книга «Брянщина в годы Великой Отечественной войны. Люди. События. Факты», помогла мне узнать о демографических и социальных последствиях нацистского оккупационного режима. Книга «Не ставшие на колени» повествует о бедственной жизни детей. Из книги В. Афонина «Эстафета детей войны детям мира» я больше узнала о массовом угоне жителей Брянщины в Германию, о том, через что им пришлось пройти и как они это пережили.

Учащиеся нашего лицея поддерживают связь с участниками Великой Отечественной войны. Так, я познакомилась с Говоровой Раисой Устиновной, которая проживает в микрорайоне нашего лицея. Она пережила оккупацию Брянска, а после его освобождения ушла служить в армию.

(см. Приложение 1)

На уроках истории, посвященных Великой Отечественно войне, наша учительница, Наталья Викторовна, рассказывала об ужасах фашизма, приводя примеры из жизни её мамы, Трошиной Валентины Егоровны, оказавшейся со своей семьей в оккупированном Брянске. (см. Приложение 2)

Информация, полученная мною из бесед с этими женщинами, послужила источником для моей работы.

2. Основная часть

2.1 Начало оккупации. Возникновение структуры оккупационной власти на Брянщине

Вторая мировая война, ставшая для СССР Великой Отечественной войной гг., принесла стране, в том числе и Брянщине, великую беду.

Территория нынешней Брянской области к октябрю 1941 г была оккупирована германскими, венгерскими, итальянскими и другими, союзными противнику, частями. Оккупация продолжалась до сентября 1943г.

В соответствии с планом «Ост», захватчики установили тотальный контроль над всей территорией края. Их цель - запугать мирное население, а непокорных – уничтожить. (см. Приложения 3)

Оккупационные власти видели в жителях, прежде всего, производителей продовольствия для снабжения немецкой армии, а также дешевую или бесплатную рабочую силу для обеспечения нужд рейха. В соответствие с этим строилась хозяйственная политика властей. Хотя колхозы были преобразованы в общинные хозяйства, на первых порах оккупационные власти сохраняли многие элементы прежнего колхозного руководства.
Планы посевных площадей, поставок основных видов сельхозпродукции доводились до хозяйств из волостных управлений и были обязательны для исполнения. Кроме того, на каждый крестьянский двор накладывались денежные и многочисленные продуктовые налоги, а также платежи по самообложению. Налоги взимались со всего населения.

Из «Информационной сводки штаба Трубчевской партизанской бригады о режиме, установленном фашистами в Стародубском районе 13 февраля 1943г». (см. Приложение 4)

Таким образом, положение мирного населения было тяжелым. Это подтверждается в меморандуме министерства по делам оккупированных восточных областей от 01.01.01 г. (см. Приложение 5)

2.2 Дети и оккупация

Больше всего страданий выпало на долю детей. Меня заинтересовал вопросы о том, как они жили и что им пришлось испытать. Поэтому я решила обратиться к материалам, свидетельствующим о тех трагических днях в жизни детей. (см. приложение 6)

2.2.1 Материальное положение

Продовольственное снабжение мирных жителей в период оккупации было на грани выживания. Известные факты: нетрудоспособные получали 1 кг хлеба на неделю, работающие – на 200г больше, дети до 14 лет – всего 0,5 кг на неделю. Жиры, мясо и соль нетрудоспособным и детям не выдавались вообще, а работавшие получали по 50г жиров и мяса и 10г соли в неделю. Но даже такие скудные нормы не были стабильны. Так, в феврале 1942 года хлебные пайки были отменены для всего неработающего населения Брянска, кроме детей. А это, ещё раз повторюсь, всего лишь 500г хлеба на неделю! Купить же продовольствие было почти невозможно: магазины не работали, а на базарах горожане обменивали продукты на вещи. Поэтому нужно было вести подсобное огородное хозяйство или заниматься частным предпринимательством, весьма поощрявшимся новой властью.

О положении детей во время оккупации рассказывают очевидцы.

Я встретилась с Говоровой Раисой Устиновной, участницей Великой Отечественной войны, которая поделилась со мной своими воспоминаниями. Во времена оккупационного режима она проживала в поселке Городище с двумя младшими братьями, матерью и слепым отцом. На тот момент ей было всего 14 лет. (см. Приложение 7)

Так же я поговорила с Трошиной Валентиной Егоровной, которой было всего 8 лет, когда фашисты оккупировали Брянскую область. Она жила с мамой, двумя братьями и сестрой. Самому старшему из детей было 14 лет. Проживали они в поселке Слободка Брянского района, сейчас это территория поселка Путевка. (см. Приложение 8)

Постоянное недоедание, ослабление организма, трудные жилищные условия, антисанитария, острый недостаток лекарств – всё это приводило к распространению на Брянщине болезней.

2.2.2 Медицинская помощь

Положение с медицинским обслуживанием было чрезвычайно тяжелым. Закрылось большинство фельдшерских пунктов. Значительно сократилось количество больниц, да и в действующих помощь оказывалась в исключительных случаях, причем платно. В основном было очень мало медперсонала и еще меньше медикаментов.

Упоминания о том, что больным, травмированным и раненым была предоставлена медицинская помощь, крайне редки. Это же подтверждает рассказ Говоровой Раисы Устиновны: «Немцы не предоставляли нам медицинскую помощь, мы и вовсе не знали, что вообще такое - медицина. Каждый помогал себе, кто как мог – «бабкиными методами». рассказала мне, что в таких маленьких деревнях, как их, о медицинских пунктах не могло быть и речи.

К сожалению, я не нашла статистику о количестве детей, умерших от болезней и голода во время оккупации, но по свидетельствам очевидцев это безусловно было. Такие болезни, как тиф, малярия, дизентерия уничтожали прежде всего самых слабых.

Подобное положение с медициной логично вытекало из директивы Адольфа Гитлера рейхсминистру по делам оккупированных областей А. Розенбергу: «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна…».

2.2.3 Образование и «новый порядок»

Отношение нового режима к обучению также можно охарактеризовать исходя из упомянутой директивы А. Гитлера: «Образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста… Каждый образованный человек – это наш будущий враг».

В самом Брянске было две школы, однако в них не хватало учителей, письменных принадлежностей, и часто дети не могли посещать школу из-за отсутствия одежды и обуви.

По свидетельству Говоровой Раисы Устиновны, в Брянске во время оккупации ни одно из образовательных учреждений не работало, и никакие школы ни она, ни её сверстники не посещали.

Таким образом, учебные заведения на оккупированной территории все-таки были, но, во-первых, существовали они для идеологического воспитания в духе фашистского режима, а во-вторых, далеко не все дети и их семьи знали о существовании школ, и тем более их посещали.

2.2.4 Угон детей в Германию

Массовый угон детей Брянщины на территорию Германии ещё одно свидетельство преступности фашистского режима. Так, из материалов книг я узнала, что для каждого населенного пункта была установлена соответствующая квота «поставок» работоспособного населения. В первый год оккупации немцы стремились отбирать для угона в Германию лишь физически наиболее здоровых и выносливых людей в возрасте от 15 до 45 лет, а с конца 1942 г. они стали проводить так называемую «тотальную» мобилизацию, когда в рабство угонялись люди, возраст которых был от 12 до 60 лет.
Отправка русского населения и осенью и зимой производилась в открытых и неотапливаемых товарных вагонах. Это привело к тому, что тысячи людей погибли в дороге. В докладе директора Мансфельда от 01.01.01 г. указывается: «Бессмысленно перевозить эту рабочую силу в открытых или неотопленных товарных выгонах, так как по прибытию на месте назначения приходится выгружать трупы».

Обратимся к рассказу Говоровой Раисы Устиновны. (см. Приложение 9)

Основная часть молодежи старалась уклониться от этой опасности. Однако известно, что нацисты смогли угнать в германское рабство более 150 тысяч мирных жителей Брянского края. И, к сожалению, вернуться оттуда смогли немногие.

2.2.5 Трудовая повинность

Все горожане в возрасте от 16 до 60 лет должны были нести обязательную трудовую повинность. Организацию работ осуществляла биржа труда. Согласно правилам, те, у кого не было постоянной работы, должны были каждое утро являться к уличным старостам и получать направление на работу. Рабочий день продолжался 8 часов, выходных не было, как и отпусков.

Так же, как взрослые, дети много и тяжело работали. В монографии Б. Ковалева «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации» очевидцы вспоминают. (см. Приложение 10)

Это подтверждает рассказ Говоровой Раисы Устиновны. (см. Приложение 11)

Я узнала, что среди детей и подростков стала популярна профессия «рикши». Во время оккупации все неработающие жители, а это старики и дети, старались, как могли, найти пропитание. Детям в этом отношении было несколько «лучше». Они переделали лошадиную двухколесную повозку под тележку и по очереди использовали её для перевозки немецких рюкзачков. За это они получали кусок эрзац-хлеба.

Дети войны не знали детства, не могли беззаботно проводить время, не боясь никого и ничего. С ранних лет они ощутили, что такое тяжелый труд, голод, нищета и страх перед тем, что ждет их завтра.

2.2.6 Дети-партизаны

Многие дети не могли выжить в условиях оккупационного режима, поэтому большинство уходили в партизаны. В основном это были мальчишки в возрасте 13-16 лет. Они помогали распространять листовки, выполнять роль связных, а многие были бойцами партизанских отрядов: разведчиками, автоматчиками, подрывниками.

Около 250 имен названы в книгах - воспоминаниях, написанных руководителями партизанского движения на Брянщине, в других книгах, очерках, статьях, в материалах архивов и музеев.

Десятки из них награждены орденами и медалями в период войны и после её окончания, причем многие - посмертно.

При написании работы я прочитала много книг, касающихся участия детей в партизанском движении на оккупированных территориях.

(см. Приложение 12)

Толя Фомичев, Ваня Телкин, Юрий Нечаев, Володя Казначеев, Володя Филатов, Миша Куприн, Оля Корнеева и многие-многие другие…

Истории их героических подвигов меня необычайно потрясли. Их мужество, смелость, отвага поражают до глубины души.

Особенно мне запомнилась судьба Миши Давидовича, который жил в городе Новозыбкове на улице Комсомольской и учился в средней школе №2.

(см. Приложение 13)

О брянских ребятах военной поры можно сказать, что они, перешагнув детство, сразу становились взрослыми. В свои неокрепшие руки вместо школьных учебников и игрушек они взяли боевое оружие, а родившаяся в юных сердцах ненависть к врагу заслонила все детские увлечения.

К сожалению, в школьных учебниках по краеведению мало говорится о детях-партизанах. Я считаю, что юные герои Брянщины заслуживают того, чтобы о них знали их теперешние сверстники и брали с них пример.

Всего же на Брянщине убили и замучили свыше 5 тысяч детей. От террора и насилия фашистов пострадали 47 тысяч детей. Из них 12 тысяч были репрессированы и заключены в тюрьмы гестапо и лагеря смерти, 25,5 тысячи были угнаны в Германию и 10,5 тысячи выселены в немецкий тыл.

2.3 Эстафета детей войны детям мира

Надолго сохранятся в моей памяти рассказы о том, как встретили маленькие жители Брянска освобождение. Когда обе женщины, и, и рассказывали об этом, то они не могли сдержать слез от нахлынувших воспоминаний.
Обе женщины вспоминают, что, когда началось наступление советских войск, фашисты решили использовать мирных жителей, как своего рода щит от передовых частей Красной Армии. Они выгнали всё население и, выстроив в колонны, вели позади отступающих войск. В этот момент никто не знал, что будет дальше: выживут или погибнут? (см. Приложение 14)
Из рассказа Говоровой Раисы Устиновны и Трошиной Валентины Егоровны.

(см. Приложение 15). Так трагически для моих героинь, тогдашних детей войны, закончилась оккупация. Но впереди у них была радость – Победа!

Безусловно, дети пережившие оккупацию, никогда не забудут о злодеяниях фашистов. Однако я столкнулась с проблемой, что большинство школьников возраста 13-16 лет не знают, что такое оккупация вообще. Может быть поэтому молодые люди с небрежностью и легкомыслием относятся к фашистским лозунгам, символике?

Мне очень хочется верить, что мы, новое поколение, сохраним память и продолжим непримиримую борьбу с возрождающимся фашизмом, а также обратим более пристальное внимание на тех, кто пережил войну.

Детей войны становится все меньше и меньше, а нерешенных проблем все больше. Об этих проблемах я узнала из материалов сайта общественной организации «Дети войны». Эта организация создана с целью восстановления исторической справедливости по отношению к детям войны, проживающим на территории Брянской области; она также занимается духовно-нравственным и военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Я узнала о серьезной проблеме, касающейся детей войны, которая вот уже несколько лет не может быть решена. В Брянской области, как и в других регионах РФ, до сих пор не принят закон о льготах детям, пережившим оккупацию. На сайте общественной организации говорится о том, что на сегодняшний день в Госдуме десять проектов Федеральных Законов о детях войны РФ. По существующему законодательству РФ, чтобы внести в повестку дня законопроект о детях войны РФ, нужно собрать около ста тысяч подписей. Дети войны РФ собрали двенадцать миллионов подписей, в том числе детей войны Брянщины подписалось более 3500 человек.

И все же, несмотря на такое количество подписей, при формировании повестки дня работы осенней сессии Госдумы 2013 года предложение внести в повестку дня законопроект о детях войны РФ уже в шестой раз было отклонено.

Так неужели эти люди не заслуживают того, чтобы хотя бы сейчас, когда они нуждаются в помощи государства, они получили бы хоть какое-то вознаграждение за тяжкое детство, опаленное войной!

К сожалению, нам, молодому поколению, перестала быть интересна это тема. Печально еще то, что с каждым годом события того времени отдаляются от нас. К тому же детей войны становится все меньше и меньше. И об их жизни, борьбе, героических подвигах должны знать и помнить мы, современная молодежь.
Поэтому я обратилась к администрации нашего лицея с предложением о создании виртуальной книги памяти, в которую все ученики лицея могли бы поместить воспоминания о своих родственниках, близких или знакомых, которые пережили тяготы оккупационного режима.

3 Заключение

Исследовав особенности оккупационного режима и жизнь детей в Брянской области, я поняла, что именно дети в первую очередь стали жертвами этой войны.

На их долю выпали нечеловеческие страдания. Они лишились родных и близких, остались без крова, гибли под пулями и снарядами. Их косили голод и болезни. Здоровью и психике детей нанесен непоправимый ущерб. Многие на всю жизнь превратились в инвалидов, так и не оправившись от стрессов и страхов, вызванных ужасами кровавых событий.

Выясняя, что знают современные школьники об оккупации Брянска и положении их сверстников в те трагические дни, я столкнулась с шокирующими результатами. Наше поколение порой не ценит заслуги своих дедов и прадедов, несмотря на агитационную работу по привлечению молодежи к уважению ветеранов и героической истории родной страны.

Огорчает то, что спустя 70 лет в мире еще остались люди, которые разделяют фашистские взгляды. Знают ли они настоящую историю, что такое фашизм на практике? По моему мнению, это самая большая и злободневная проблема современного мира. Ведь фашизм-это террористическая диктатура для создания особенной расы людей.

Судьбы детей в период оккупации, являются ярким свидетельством того, что фашизм, в любом проявлении, не должен повториться никогда. Мы обязаны всеми силами бороться с этим и не допустить повторения истории. Нам важно и нужно осознавать, какой ценой досталась Победа, знать не только для того, чтобы поклониться силе духа и мужеству защитников Родины, но и для того, чтобы принять от них эстафету великой ответственности за судьбу своей Отчизны и следующих поколений

4 Список литературы

1. Афонин В. Эстафета детей войны детям мира. – Брянск: ГУП «Брянская обл. полиграф, объединение», 2005. – 728 с.: ил.

2. Брянщина в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945. Люди. События. Факты. Материалы научно-практической конференции, посвященной 68-летию освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков/ Под общей редакцией проф. , доц. Лунёва Ю. Н. – Брянск, 2011.-194 с.

3. Дандыкин подвига. Военно-хозяйственная и политическая деятельность Коммунистической партии в партизанских краях и зоны центра России (1941 – 1943 гг.)/. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1979.

4. История Брянского края. XX век. Учебное пособие для 11 класса . – Клинцы, 2003. – 214 с.

5. Ковалев жизнь населения России в период нацистской оккупации / . – М.: Молодая гвардия, 2011. – 619 с.: ил. – (Живая история: Повседневна жизнь человечества)

6. Колосов, Брянск в годы Великой Отечественной войны. – Брянск, 2007. – 25 с.

7. Не ставшие на колени. – М.: ДОСААФ, 1987. – 156 с.

8. Кукатова войны [Текст]: Матер. междунар. науч- практ. конф./ Брян. обл. П15 науч. универс. б-ка им. . – Брянск, 2005.-304 с.

9. За землю Брянскую. Брянск, 2000.

10. Трифанков социальных процессов на Брянщине в период оккупации (гг.) [Текст]+[Электронный ресурс]. – Брянск: БГТУ, 2011. – 235 с.

11. Трифанков оккупации Брянской области в годы Великой Отечественной войны: Партизанское движение и коллаборационизм (1941 – 1943 гг.). [Текст]+[Электронный ресурс]. – Брянск: БГТУ, 2012. – 385 с.

12. Шанцева в период оккупации гг.: Генезис партизанского движения и коллаборационизм. – Брянск: БГТУ, 2010. – 290 с

13. Василенко В. Помнить о детях войны. – 2013 [Электронный ресурс]. URL: http:///?p=2005&page=3 (дата обращения: 11.01.2014)

14. Генеральный план Ост – Материалы из Википедии. [Электронный ресурс]. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki (дата обращения: 10.03.2014)

15. Дети во время войны. – 2012 [Электронный ресурс].

URL: http://*****/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7

(дата обращения: 10.01.2014).

5 Приложение

Приложение 1


с учениками нашего лицея

Приложение 2


рассказывает мне

о жизни во время оккупационного режима

Приложение 3

На оккупированных фашистами территориях было создано два рейхскомиссариата – «Остланд» и «Украина». Территория Брянщины относилась с рейхскомиссариату «Украина». Управление оккупированным Брянском началось с приказа городского «головы» Плавинского о переименовании улиц и площадей. Улицы переименовывались не в немецкие названия, а в русские: так оккупанты пытались использовать национальные чувства русских.

Наиболее крупной территориальной единицей, созданной оккупантами, являлся административный округ. Так, были организованы Орловский и Брянский округа. В Орле и Брянске создали городские управы.
Эти учреждения подчинялись местным германским военным комендатурам. Управы действовали под руководством городского «головы», или «обербургомистра», которых иногда выбирали из числа тех, кто обещал верно служить новому порядку, но гораздо чаще их просто назначали немецкие власти.
Аппарат окружного управления делился на отделы, среди которых были такие, как общий отдел, полицейский, финансовый, а остальные считались второстепенными. К ним относились отделы, имевшие названия: «Воспитание, культура, культ», «Здравоохранение, ветеринарное состояние», «Промышленость и торговля», «Сельское хозяйство», то есть именно те, от которых напрямую зависела жизнь мирного населения на оккупированных территориях.

Приложение 4

«Введены следующие налоги:
1. Военные налог 6 центнеров зерна;
2. Сено и солома;

3. Мясо по центнеру со двора;
4. 300 литров молока с коровы;
5. Весь приплод коров должен сдаваться немецким властям;
6. По 75 яиц со двора;
7. Вся шерсть с овец сдается немцам;
8. Вся пенька и лен сдаются немцам.
Кроме перечисленных налогов собираются на содержание полицейских станов продукты, полотно и одежда, а также у населения забирается скот, в первую очередь у семей коммунистов, партизан, активистов и красноармейцев».

Приложение 5

«Славяне должны работать на нас. Они могут умереть, поскольку они нам не нужны. Они не должны иметь возможность пользоваться немецким общественным медицинским обслуживанием. Достаточно, если оно будет для нас. Что касается продовольствия, то они получат только то, что совершенно необходимо. Мы - господа. Мы стоим на первом месте».

Приложение 6


« Больше всего страданий выпало на долю детей…»

Приложение 7

Из рассказа Раисы Устиновны: «Радио у нас не было, газеты было трудно найти. Все новости мы получали по слухам. Мы знали, что если в дом придут, то еды нам никто не даст, поэтому мы стали заготавливать хлеб и овощи. Старший брат работал так, что иногда мог принести хлеб в дом. Через 3 дня к нашему дому подъехали мотоциклы. Зашли три солдата и осмотрели дом. Через 2 дня к нам подселили 10 солдат, а нам оставили только одну маленькую комнатку с печкой. Немцы вели себя отвратительно и отбирали всю нашу еду. У нас была корова, и все молоко забирали. Надоит мама молока - и тут же на её глазах немцы все выпивали.

С наступлением зимы пришли холода. К морозам мы были совсем не готовы. Валенок не было, одни только ботинки. Теплых вещей тоже особо не имелось, но эту зиму мы как-то пережили.

В 1942 году в Брянске появились гестапо. Через неделю пришли гестаповцы и выгнали нас на улицу, заняв наш дом. Хорошо, что под горкой были пустые дома. Немцы туда не ходили, так как боялись партизан через Десну. Там был маленький огород, и мы успели посадить немного овощей, так как еды уже совсем не оставалось.

С наступлением осени 1942 года немцы стали выдавать нам хлеб по 100г на человека, но он был испечен с опилками. Есть было невозможно, но от жуткого голода мы ели всё».

Приложение 8

Из рассказа Валентины Егоровны: «Когда пришли немцы, они расселились по домам мирных жителей, в том числе и в нашем доме. У нас в доме жили 3 солдата, в обязанности которых входили содержание лошадей. Мама должна была готовить солдатам еду и кормить лошадей, но немцы строго контролировали этот процесс. А мы, дети, должны были помогать немцам: ухаживать за лошадьми, чистить их, что было достаточно тяжело для меня, 8-летнего ребенка. Если немцу нравилась работа, то он мог угостить галетой, что для нас, вечно голодных, было лакомством.

Нам пришлось выучить по-немецки фразу «Пан дайте, пожалуйста, поесть». Дело в том, что у немцев имелась своя кухня и мы, держа в руках небольшую мисочку, протягивали их немецкому повару, чтобы он дал немного супа. Естественно купить ничего нельзя было, поэтому жили в основном за счет огорода и выращенных овощей».

Приложение 9

Из рассказа Говоровой Раисы Устиновны: «Меня, как несовершеннолетнюю, еще нельзя было гонять на работу, однако в мае 1943 года молодежь отправляли в Германию. По домам ходил староста и раздавал повестки. У нас было деревянное здание поликлиники, куда нужно было прийти для осмотра. Там сидел немецкий врач и русский. Мать сразу кинулась в слезы и начала придумывать мне болезни, мол, так и так, нельзя мне никуда. Куда меня брать? Я худенькая, сил совсем уже нет, поднять тяжести не могу, толку от меня особого не было. Так и получилось, что брали год рождения, а я была 1927 года, меня и отпустили. Но из компании моих девчонок, забрали трех. По их рассказам, кормили там плохо, заставляли работать на фермах: убирать за скотом и ухаживать за огородом. Позже к ним стали относиться уже более снисходительней, но страх в любом случае был».

Приложение 10

Воспоминания очевидцев: «Время было тяжелое, голодное и холодное. Мы, подростки, как могли, работали: пахали и бороновали землю, в основном на коровах, потому что почти все лошади были «мобилизованы» еще в Красную Армию или использовались немцами на свое военные нужды. Мы косили сено, пасли скот, который остался, работали со своими родителями на огородах, чтобы как-то прокормиться и не умереть с голоду»

Приложение 11

Из рассказа Говоровой Раисы Устиновны: «С наступлением зимы все колонки замерзли. Немцам нечем было поить своих лошадей, поэтому они гоняли нас, молодежь, к реке через горку. А воду, пока донесешь, она уже вся замерзнет; так по 2-3 раза ходили, а там, что останется, то и домой. Но обычно ничего не оставалось.
Так как мужчин в нашей деревне не было, то заставляли нас, молодых ребят, чистить дороги от снега. Отказаться мы боялись, ибо немцы могли ударить по голове или со всей силой отпихнуть.

С наступлением лета нас загоняли в подвалы, где мы перебирали гнилую картошку. Нам не разрешалось ничего брать, даже очистки, но в подвалах нам было безопасней, нас никто не трогал, а вот на аэродроме нам приходилось закапывать ямы от бомбардировок, и так как особо сил у нас уже не было, то долго продержаться мы не могли. Бывает, только встанешь передохнуть, и тут же немец подходит: «Шнель, шнель!» и снова за работу».

Приложение 12


Дети-партизаны

Приложение 13

История Миши Давидовича: Перед Курской битвой, чтобы обезопасить тылы, фашисты решили блокировать Софиевские леса, где в ту пору базировались соединения русских, украинских и белорусских партизан. Они оказались в окружении фашистов. Партизаны искали место для прорыва. Решили в несколько направлений направить разведгруппы. В одну из них, которую возглавлял партизан Лошаков, вошел и Давидович. В это время он находился в соединении украинских партизан под командованием, в которое летом 1942 года влились партизаны Новозыбковского района. Отправляя Мишу в село Дубровку, партизанское командование учло, что парнишка по этой дороге не раз хаживал. Но группа Лошакова наткнулась на засаду. Командир был смертельно ранен. Миша с товарищем стали отползать. И когда казалось, что ушли, снова наткнулись на группу фашистов. Мишу обожгло. Он знал, что в глубине леса не только взрослые, но и дети, что обязательно нужно предупредить товарищей о грозящей беде.

«Ты, Коля, уходи! Я прикрывать буду», - сказал он товарищу. Николаю удалось выскользнуть из кольца. Прикрывая отход товарища, Миша расстрелял все патроны. Осталось одна граната. Фашисты прекратили огонь и стали приближаться к месту, где лежал Миша. Прислонившись к березке, он стал подниматься и, едва держась на ногах, ожидал, когда враги подойдут еще ближе.

Когда шестеро солдат во главе с фельдфебелем подошли почти вплотную, он потянул за кольцо.

Из большой семьи Давидовичей в живых осталась лишь сестра Михаила. У неё хранится удостоверение № 000 Украинского штаба партизанского движения, подтверждающее, что Михаил Давидович награжден медалью «Партизану Отечественной войны 2 степени» за доблесть и мужество, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков.

Приложение 14


Жители освобожденного Брянска возвращаются домой.

Приложение 15

Из рассказа Говоровой Раисы Устиновны: «Отец знал немецкий и из разговора немцев он понял, что их собираются расстрелять. Ночью, воспользовавшись темнотой, нам удалось бежать и спрятаться в роще. Под утро мы услышали голоса. Оказалось, что это были первые советские солдаты».
вспоминает, что жителей их деревни фашисты гнали за собой по Выгоническому шоссе. Когда они оказались на большом поле, заросшем кустарником, началась бомбардировка, и они разбежались кто-куда. Когда всё стихло, они вдруг увидели, что цепью, с другой стороны движутся люди, одетые в военную форму. «От испуга, мы не поняли, кто это. И вдруг услышали русскую речь: «Не бойтесь! Мы советские солдаты, мы пришли вас освободить!». От радости, что все ужасы остались позади, мы кричали и плакали. А когда вернулись, то на месте нашего дома увидели только одно пепелище. Уходя, немцы сожгли всю деревню».

Появление на свет 2-го малыша – это серьезное решение. Государство всецело поддерживает матерей и отцов, планирующих появление второго, третьего и последующих детей. Однако кроме общегосударственной помощи, разработаны региональные программы. Проанализируем, какие выплаты положены при рождении второго ребенка.

Федеральные пособия

Выплаты при появлении 2-го младенца, закрепленные в российских нормативных актах, практически совпадают с полагающимися при рождении первого.

  • На федеральном уровне предусмотрены денежные выплаты за регистрацию беременной в женской консультации в первом триместре, производящиеся по месту официального трудоустройства матери (или в отделе соц защиты – для неработающих матерей, имеющих статус безработных и зарегистрированных в системе медицинского страхования).
  • Государство гарантирует единовременные выплаты, которые представляют собой оплату декретного отпуска длительностью 140 дней при нормальном протекании родовой деятельности (156 суток, если рождение ребеночка проходило с осложнениями; 194 дня, если делалось кесарево сечение или одновременно родились 2, 3 или более детей).
    Размер таких выплат рассчитывается в соответствии со средней зарплатой и составляет 100% от среднемесячной суммы за 2 последних года. Если женщина неработающая, то выплаты предусматриваются в размере минимальной оплаты труда (по данным на 2017 год). Они производятся и тогда, если младенец родился мертвым или умер вскоре после родов.
    Чтобы получить декретные, молодая мать подает бумаги не позднее полугода после того, как закончился срок декрета. В десятидневный срок после сдачи бумаг проходит начисление пособия, а деньги можно получить в день, когда по месту работы женщины выплачивается заработная плата.
  • В Российской Федерации предоставляется единовременно 16350,33 р. (данные 2017 года) на рождение ребеночка, которое получает мать, отец или любое лицо, официально заменяющее мать. Работающим родителям деньги выплачивает работодатель, а неработающим – комитет социальной защиты в соответствии с пропиской. Эта помощь распространяется и на приемных родителей.
    Такое пособие начисляется не позднее, чем через полгода после появления новорожденного, а выплатить его должны в 10-дневный срок со дня, когда были поданы документы.
  • Государством гарантируются пособия для второго ребенка до полутора лет, производящиеся по месту трудоустройства матери (или лица, официально ее заменяющего) и составляющие 40% от средней величины заплаты за предыдущие 2 года.

Важно! Если уже есть один малыш, на которого начисляются ежемесячные пособия до 1,5 лет, а мать ожидает второго, то она может рассчитывать или на продолжение выплат ежемесячных сумм до 1,5 лет первого или на выплату декретных на второго. Оба этих пособия одновременно не выплачиваются!

  • По федеральному законодательству предоставляются ежемесячные выплаты по уходу до 3-х лет в размере 50 рублей по месту трудоустройства матери или заменяющего ее лица.
  • В случае недостаточной суммы дохода на одного члена семейства (менее прожиточного минимума) семья может претендовать на выплату детских пособий до достижения несовершеннолетним 16-летнего возраста.

Эти выплаты можно получить через пенсионный фонд Российской Федерации после регистрации новорожденного и использовать, чтобы оплатить питание малыша в дошкольном учреждении. Также, можно улучшить жилищные условия, обеспечить пенсией (накопительная часть) маму ребенка, или дать образование любому из детей в семье, если ему не более 25 лет и он обучается в государственной образовательной организации Российской Федерации. Получателем является мать или лицо, официально ее заменяющее.

Региональные (губернаторские) пособия

Региональные выплаты за второго ребенка в семье производятся по решению конкретного субъекта Российской Федерации. Они начисляются дополнительно к федеральным.
Например, «детские деньги» на малышей из малообеспеченных семей, не достигших 16-летнего возраста, могут быть увеличены по решение местных органов власти на 50% или 100% по сравнению с федеральными выплатами для матерей-одиночек.

Ряд регионов предоставляет материальную помощь по решению губернатора при появлении на свет 2-го новорожденного или последующих:

  • в Калужской области сумма выплат за рождение второго ребенка единовременно составляет 2200 р.;
  • в Курской области – ежемесячно до трех лет по 2000 р. на 2-го и 3000 р. на 3-го;
  • во Владимирской области единовременно 3300 р. на 2-го, при рождении двойни –11000, при рождении тройни – 16500 р.;
  • в Пензенской области – единовременно 10000 р.;
  • в Ханты-Мансийском автономном округе – единовременно 10000 р.;
  • в Нижегородской области – единовременно 25000 р.;
  • в Сахалинской области – единовременная губернаторская выплата 150000 р. на второго и всех последующих и др.

По решению администрации региона, в котором отмечается неблагополучная демографическая статистика, может начисляться дополнительно к федеральному региональный материнский (семейный) капитал.

Санкт-Петербург: материальная поддержка семей со вторым ребенком

В Санкт-Петербурге на основании утвержденного в 2011 г. Социального Кодекса предоставляется широкий спектр пособий, которые перечисляются на специальные пластиковые карты, средства с которых можно израсходовать исключительно на «детские» нужды.
В Петербурге выделяются средства на питание беременным и кормящим женщинам.

Большое внимание уделяется в северной столице поддержке семей, где ребеночек имеет инвалидность или относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких категорий предусмотрено выделение средств на приобретение технических средств реабилитации и другие пособия.

Правительство Петербурга оказывает материальную поддержку малообеспеченных или неполных семей со вторым малышом, военнослужащих, семей с усыновленными детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, беженцев и др.



Статьи по теме