Демографический портрет планеты в конце 21 века. Исследовательская работа "демографический портрет школы". Невысокая продолжительность жизни

Оглавление: Введение Глава 1 "Демографический портрет планеты" 1.1 Соотношение мужского и женского населения в мире, России. 1.2 Возрастная структура населения. 1.3 Трудовые ресурсы, экономически активное население. 1.4 Рынок труда, безработица.


Глава 2 Процессы, происходящие в демографической сфере Луганского муниципального образования. 2.1 Сокращение численности населения. 2.2 Старение населения. 2.3 Приоритетные направления в реализации муниципальной демографической политики. 2.4 Экономически активное население и состояние безработицы. 2.5 Распределение трудовых ресурсов по предприятиям и организациям. Заключение. Перспективы развития рынка труда и занятости населения. Приложение.


Цели исследования: 1 Повышение интереса к демографической ситуации в Луганском М.О. Красноармейского района. 2 Определение уровня информированности о рынке труда и занятости населения в Луганском М.О. 3 Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской активности.


Задачи: 1 Донести в доступной форме до для детской аудитории информацию о рынке труда и занятости населения в Луганском М.О. 2 Стимулировать обсуждения темы рыночных отношений, занятости населения, безработицы. 3 Изучить и проанализировать литературу и справочные материалы по данной проблеме. 4 Выявить знания обучающихся о демографической ситуации, занятости населения в Луганском М.О.






35-40 тысячалетий назад на Земле, по мнению учёных, насчитывалось всего около 1 миллиона человек. С тех пор численность человечества выросла в тысячи раз. В конце 1999 года на планете появился 6-ти миллиардный человек, а в 2011 году 7-ми миллиардный житель Земли.




Женщин в мире несколько больше, чем мужчин. В среднем мальчиков рождается больше, чем девочек, но в дальнейшем их доля примерно выравнивается, а в старших возрастах становится заметный перевес женщин. Это объясняется тем, что средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин. Так в скандинавских странах и Японии она достигает лет для женщин лет для мужчин это лучший показатель в мире.








Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и не работающими (детьми и стариками) - с другой. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.




















За последнее десятилетие численность детей и подростков в возрасте 15 лет сократилось почти на 120 человек. Она составляет лишь около 12% всего населения (против 18% в 2001 году). Численность лиц пенсионного возраста увеличилась почти на 207 человек. Их доля составляет 41%. Прогноз: В 2015 году: доля детей будет составлять около 10%, а лиц пенсионного возраста около 50%.




По результатам последней переписи населения доля мужского населения составляет 567 человек, женского человек; что на 25% больше. Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет- 60 лет, у женщин- 65 лет.




К сожалению, не благоприятные демографические параметры последних десятилетий осложнились ещё и таким не благоприятным атрибутом, как безработица. Самые высокие показатели официальной безработицы были зафексированы в 90-х годах. Она составляла 89 человек, около 5% от экономически активного населения. Сейчас 45 человек то есть 3%.








До 90-х годов на территории Луганского М.О работали два крупных государственных предприятия: совхоз «Перспективный», и совхоз «Луганский» на которых работало 990 человек. В условиях кризиса их деятельность прекратилась в конце 90-х годов. Количество занятых на государственных, муниципальных предприятиях и организациях сократилась за этот период на 93%. Одновременно возросла занятость населения в частном секторе (почти на 120 человек).










Введение

В октябре 2010 года по всей стране проводилась перепись населения.

Целью моей работы было

Актуальность

Методы:

2. Проведение анкетирования.

3. Обработка данных.

Просмотр содержимого документа
«проект»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» п.Каджером

Исследовательская работа:

Выполнила: ученица 10-го класса

МОУ «СОШ» п.Каджером

Чиркунова Ульяна

Руководитель: учитель географии

Чиркунова Елена Николаевна

Введение……………………………………………………………………………….2

1. Источники данных о населении…………………………………………………3

2. Демографическая ситуация в школе…………………………………………. .4

2.1. ………………………………...5

2.2. Численность и половой состав обучающихся школы………………… 6

2.3. Количество детей получивших аттестат………………………………….7

2.4. Этнический состав обучающихся школы……………………………………..8

2.5. Количество детей в семьях обучающихся школы…………………………….9

2.6. Возрастной состав обучающихся школы в 2012-2013 уч. году……………..10

2.7. Религиозный состав обучающихся школы………………………………….11

2.8. Место рождения обучающихся школы……………………………………12

2.9. Сфера деятельности родителей обучающихся………………………………13

2.10. Профессиональные предпочтения обучающихся МОУ «СОШ»п.Каджером………………………………………………………………………14

2.11. .Предполагаемый уровень образования.………………………………………………………………………………15

2.12.Увлечения учащихся……………………………………………………………..16

2.13. Участие во внеурочной жизни школы……………………………………..17

Выводы………………………………………………………………………………….18

Использованная литература………………………………………………………….19

Введение

В октябре 2010 года по всей стране проводилась переписьнаселения. При изучении экономической географии России меня заинтересовала процедура проведения переписи населения. Я решила провести перепись учащихся в нашей школе.

Целью моей работы было : проследить демографические изменения в нашей школе за последние годы.

Актуальность проблемы в том, что в результате оптимизации по стране закрывают малокомплектные школы. В сельской местности школа является центром жизни. Если не будет школы, то молодежь уезжает из поселка, меняется возрастной состав населения, становится много пенсионеров. Значит, у такого поселка нет будущего.

В своем исследовании я дала характеристику демографической ситуации в школе и попытались в условиях растущей безработицы в стране дать рекомендации по ее преодолению. Также важным является приобретение новых знаний в реальной жизненной обстановке.

1. Изучение истории переписи населения в стране.

2. Составление анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.

3. Проведение анкетирования учеников школы.

4. Сбор и обработка информации.

5. Анализ и выводы по анкетированию.

6. Ознакомление с данной работой учащихся школы.

7.Чем была бы полезна эта информация школе?

Методы:

1. Анализ литературных источников.

2. Проведение анкетирования.

3. Обработка данных.

4. Составление и анализ диаграмм.

5. Умение обработки данных на компьютере.

6. Умение обобщать, выделять главное.

1. Источники данных о населении

В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й пол. XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Объектом обложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - соха. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта - подворные переписи. Кроме подворных переписей, на отдельных территориях проходили и общегосударственные. Указом Петра I от 26 ноября 1718 г. было положено начало государственным ревизиям, которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.

Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. В советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа 1920 г., на 15 марта 1923 года, а всеобщие переписи - по состоянию на 17 декабря 1926 года, на 6 января 1937 года, на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года. Очередная перепись населения России была проведена в октябре 2010 года.

В 2013 году в нашей школе обучается 197 учеников. Участие в опросе приняли 171 ученик 1 – 11 классов. Из них 80 мальчиков и 117 девочек.

Данные анкет были обработаны и на основе этого мы выполнили данную работу по изучению демографической ситуации в МОУ «СОШ» п.Каджером.

2. Демографическая ситуация в школе .

В 2013 году в нашей школе обучается 197 учеников. Участие в опросе приняли 171 ученик 1 – 11 классов. Из них 47%-мальчиков и 53%-девочек.

Данные анкет были обработаны и на основе этого я выполнила данную работу по изучению демографической ситуации в МОУ «СОШ» п.Каджером.

При выполнении работы я изучила различные статистические материалы, провела опрос учащихся, анкетирование, изучила школьные документы по численности, половому и этническому составу школьников.

Для выполнения данной работы среди 1-11 классов провела анкетирование.

Были предложены следующие вопросы анкеты.

1.1 Вопросы анкеты « Что мы хотим узнать о себе».

1.Дата и место рождения

2. Указать пол (мужской, женский).

3. Укажите свою национальность.

4. Какую религию исповедуешь? (христианство, мусульманство и др.).

5.Сколько детей (включая тебя) в твоей семье?

6.Место рождения (город, село, край, область, республика).

7.Кем работают твои родители (указать сферу деятельности)?

8.Какую профессию ты хотел бы получить?

9. Какое образование ты хотел бы получить (9 классов –основное, 11 классов – среднее, после школы – среднее специальное, высшее)?

10. Чем ты занимаешься в свободное от учебы время?

11. Участвуешь ли ты во внеурочной жизни школы? (да, нет). Если да, то как часто (постоянно, иногда, никогда).

В селе есть детский сад «Сказка».

Прежде всего, мы проследили демографическую ситуацию с детского сада, ведь именно этим детям предстоит обучаться в нашей школе.

Количество детей посещающих дет. сад

мальчики

200 8

200 9

20 10

Из представленной таблицы и диаграммы видно, что в основном детсад посещают -95 детей. В этом году в школу пойдет 15 детей, в 2014г-24 ребенка, 2015г-20 человек, 2016г-18 человек, 2017г-17 человек. Количество детей, посещающих детский сад, остается стабильным.

2.2.Численность обучающихся в МОУ «СОШ» п.Каджером

Для того чтобы проследить изменения численного состава обучающихся школы, я провела анализ ежегодных статистических отчетов. Полученные данные я поместила в таблицу.

Всего обучающихся

Таблица помогла построить столбчатую диаграмму, которая показывает динамику изменения количества учащихся школы.

Из диаграммы видно, что количество учащихся сокращается примерно на 10-20 человек ежегодно.

2.3. Количество выпускников получивших аттестат.

Учебный год

Основная школа (9 класс)

Средняя школа (11 кл)

Вывод: Количество выпускников в школе постепенно сокращается. Самое большое количество выпускников было в 2006-2007 учебном году. По данным таблицы можно сказать, что многие учащиеся после 9го класса продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях. Средняя наполняемость учеников на III ступени обучения за последние 5 лет составляет 12 человек.

2.4.

Учебный год

Всего учащихся

русские

украинцы

татары

немцы

белорусы

коми

башкиры

удмуртка

Вывод об этническом составе. Анкетирование показало, что русских в нашей школе обучается намного больше, нежели представителей других национальностей. Среди других национальностей есть украинцы, они стоят на втором месте. Есть также татары, немцы, белорусы, коми. Меньше всего представлено башкир и удмуртов. Подобное распределение, на мой взгляд, является результатом исторического заселения и освоения территории и влиянием внутренней миграции в стране в последние годы.

2.5. Количество детей в семьях учащихся школы.

Кол-во детей в семье

Вывод: В основном в семьях учащихся один или два ребенка.Всего лишь в одной семье шесть детей. Таким образом, на многодетные семьи приходится 5% . Из этого можно сделать вывод, что у нас в Каджероме в основном в прошлые годы рождаемость была довольно низкой.

2.6. Возрастной состав учащихся школы в 2012-2013 учебном году.

Из представленной диаграммы видно, что в школе больше обучается учащихся 2002 , 2004, 2003 годов рождения. Самое малое количество рождений было в 1994 и 2006 году.

Вывод. Очень наглядно здесь можно увидеть то, что в большинство тех, кто обучается - христиане, и лишь10%-атеисты. 8 человек не определились с выбором религии или не понимают вопрос.

Вывод по диаграмме: В основном большинство учащихся школы родилось в

Республике Коми. Малое количество школьников родилось за пределами Республики Коми 5,2%. Таким образом, основная часть учащихся имеют местные корни.

Вид деятельности

Количество родителей

Безработные

Сфера обслуживания

Промышленность

Транспорт

Предпринимательство

Пенсионеры

Для нашего поселка характерно, что среди родителей много безработных, но большая часть родителей занята с сфере обслуживания. Есть семьи, где отец и мать не имеют постоянной работы. Поэтому главной проблемой для посёлка является создание рабочих мест. В советские времена население работало в леспромхозе. В настоящее время леспромхоза нет и родители учеников вынуждены работать вахтовым способом.

Для преодоления безработицы в посёлке, я думаю, необходимо открывать предприятия малого бизнеса по обслуживанию населения и развивать сельское хозяйство.

2.10.Профессиональные предпочтения учащихся МОУ «СОШ» п.Каджером .

Один из вопросов анкеты был: «Какую профессию ты хотел бы получить?» Оказалось, что ребята хотят овладеть различными профессиями.

Вид деятельности

Кол-во учащихся

Область экономики

Медицина

Психолог

Культура и искусство

Информационные технологии

Наука и образование

Строительство

Полицейский

Рабочие специальности

Пожарные

Парикмахер

Чтобы не стать сырьевым придатком мира, Россия должна переходить к высокотехнологичным производствам, а для этого нужен не только научный и инженерный, но и высококвалифицированный рабочий потенциал. Отрадно, что у нас в школе учащиеся серьезно отнеслись к этому вопросу. Это говорит о том, что они задумываются о своем будущем, тревогу вызывает тот факт, что 38% не определились с выбором профессии.

На вопрос анкеты - Какое образование ты хотел бы получить? Большинство учащихся ответили: высшее – 74%, среднее специальное – 26%. Думаем, это говорит о том, что учащиеся понимают, что в современных условиях стране нужны образованные, высококвалифицированные кадры.

В свободное время учащиеся занимаются: спортивными играми – играют в волейбол, пользуются Интернет – услугами. Девочки - рисованием, рукоделием, вязанием и чтением.

Во внеурочной жизни школы участвуют 90% опрошенных. Вообще не участвуют – 10%. Это должно заинтересовать наше школьное самоуправление.

Это интересно.

Самым распространенным женским именем в школе оказалось имя Анастасия, самым редким –Ангелина, Алла, Тамара, Эрика, Арина, Евдокия, Злата,Линда, Дарина, Снежана, Диана. Среди мальчиков самое распространенное имя –Данил, Андрей, Максим, а самое редкое – Феликс, Захар, Мансур, Фёдор, Семен.

1. Демографический портрет нашей школы отражает общую демографическую ситуацию в РК и России в целом.

Мы получили ответы на интересующие нас вопросы:

    представители каких национальностей учатся в нашей школе;

    количество мальчиков и девочек в школе;

    где родились, где проживают в настоящее время;

    сколько детей в семьях наших учеников;

    профессия в будущем;

2. Как показал социологический опрос, большинство школьников растут в семьях, где двое детей, являются русскими по национальности, исповедуют православие, а так же являются коренными жителями Республики Коми.

3. Демографическая ситуация в моей школе, представленная в проекте довольно наглядно, отражает положение учеников в школах по всей стране. Подобные материалы могли бы давать вузам более наглядное представление о будущих абитуриентах, поможет им избежать многих проблем национального и экономического характера, а так же решить проблему с недобором на места или слишком большим конкурсом. Также наши материалы помогут администрации школы при анализе и планировании работы на будущее.

4.Исходя из всего вышеизложенного, я думаю, что наша школа будет успешно работать и в будущем, так как количество учащихся будет составлять в среднем 150 человек.

Использованная литература

1.В.П.Максаковский «Социальная и экономическая география мира»

2.Анкетирование обучающихся

3.Классные журналы

4.Социологический опрос

5. sbiblio.com

6. referatwork.ru

7 . dmo.econ.msu.ru

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»


Исследовательский проект: Демографический портрет обучающихся школы


  • Целью нашей работы было : проследить демографические изменения в нашей школе за последние годы.
  • Актуальность проблемы в том, что в результате оптимизации по стране закрывают малокомплектные школы. В сельской местности школа является центром жизни. Если не будет школы, то молодежь уезжает из поселка, меняется возрастной состав населения, становится много пенсионеров. Значит, у такого поселка нет будущего.
  • В своем исследовании мы дали характеристику демографической ситуации в школе и попытались в условиях растущей безработицы в стране дать рекомендации по ее преодолению. Также важным является приобретение новых знаний в реальной жизненной обстановке.

  • 1. Изучение истории переписи населения в стране.
  • 2. Составление анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.
  • 3. Проведение анкетирования учащихся школы.
  • 4. Сбор и обработка информации.
  • 5. Анализ и выводы по анкетированию.
  • 6. Ознакомление с данной работой учащихся школы.
  • 7.Чем была бы полезна эта информация школе?






В озрастной состав учащихся школы в 2012-2013 учебном году .









Это интересно

Самым распространенным женским именем в школе оказалось имя Анастасия, самым редким –Ангелина, Алла, Тамара, Эрика, Арина, Евдокия,Злата,Дарина,Снежана,Диана. Среди мальчиков самое распространенное имя –Данил,Андрей,Максим,а самое редкое – Феликс,Захар,Мансур,Фёдор,Семен.


  • Как показал социологический опрос, большинство школьников растут в семьях, где двое детей, являются русскими по национальности, исповедуют православие, а так же являются коренными жителями Республики Коми.
  • Демографическая ситуация в нашей школе, представленная в проекте довольно наглядно, отражает положение учеников в школах по всей стране. Подобные материалы могли бы давать вузам более наглядное представление о будущих абитуриентах, поможет им избежать многих проблем национального и экономического характера, а так же решить проблему с недобором на места или слишком большим конкурсом. Также наши материалы помогут администрации школы при анализе и планировании работы на будущее.

Сколько человек, как долго и насколько счастливо живут в России? Эти вопросы становятся ключевыми, когда необходимо определить стратегию развития страны. Авторы исследования Центра стратегических разработок проанализировали факторы, влияющие на демографическую ситуацию в России. Предлагаем вам познакомиться с ключевыми тезисами этой работы

Сокращение численности населения

Россия не единственная страна, которая столкнулась с демографическими проблемами. Однако здесь они усугубились из-за исторических событий в первой половине ХХ века. И хотя в послевоенный период население страны стало расти, после распада СССР оно снова стало сокращаться.

В 2000-х была предпринята попытка переломить тенденцию, однако, достигнутые успехи были кратковременны. Прогнозы на будущее преимущественно неутешительны — из 36 сценариев, проработанных экспертами, 32 негативны. На представленном ниже графике можно увидеть, что в худшем случае население России к 2050 году может сократиться до 125,4 млн. чел.

Разная плотность населения

Согласно прогнозам, в Азии, Африке и Латинской Америке ожидается рост населения. Как минимум, это грозит России снижением ее места в мировой демографической иерархии — если сегодня наша страна занимает место в первой десятке стран по населению, то к 2050 году ситуация может резко измениться.

Однако, куда большую опасность для страны несет разная плотность населения на ее территории. Сегодня Россия – это самая большая по площади страна в мире, но благоприятной для жизни считается только 30% ее территории. Наиболее плотно заселено историческое ядро России и Северный Кавказ. Наименее заселена восточная – зауральская часть страны.

Если население в последней продолжит сокращаться, а демографическое давление соседских азиатских государств будет нарастать, то ситуация может выйти из-под контроля.

Плотность населения России. Иллюстрация книги «Матрица ландшафта»

Внутренние миграции

Ситуация неравномерности расселения усугубляется внутренними миграциями. Последние 25 лет во внутренних миграциях России преобладает, так называемый, «западный дрейф» — смещение массы населения с востока в юго-западном направлении.

Миграция не просто перераспределяет население с востока на запад страны, она способствует концентрации населения в уже густонаселенных регионах, и ведет к сокращению количества жителей в малочисленных.

В миграции в основном принимает участие молодое население в возрасте 17–35 лет. В результате этого, население основных притягательных для мигрантов центров успешнее противостоит старению, а экономика получает дополнительные рабочие руки. Напротив, на территориях оттока населения миграция усиливает старение, а экономика не получает стимулов к развитию, ведь уезжают наиболее активные.

Предпринимаемые попытки развернуть направление этих потоков в прошлом не привели к значимым результатам. В настоящее время для масштабных переселенческих процессов больше нет ни людских, ни финансовых ресурсов.

В каком регионе России выгоднее работать. Итоги масштабного исследования

Разрушение инфраструктуры

Такая долговременная миграция в пределах России охватывает около 4 млн. человек в год и происходит параллельно с процессами временной трудовой миграцией (вахты, отходничество).

Основные центры притяжения мигрантов делят территорию России между собой. Мигранты из Центрального и Южного округов чаще направляется работать в столичный регион, а из Урала и Западной Сибири — едут работать в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

В местах длительной, продолжающейся многие десятилетия миграционной убыли не только деградирует население, но и разрушается в силу невостребованности инфраструктура (прежде всего - социальная и транспортная), что создает стимулы к дальнейшему выезду населения.

Причем, подобные процессы происходят не только на восточных окраинах, но и в староосвоенных регионах центра страны, на значительном удалении от крупных городов.

Это приводит к тому, что возвращение в базовые регионы становится бесперспективно: узкий рынок труда, низкая заработная плата, отсутствие возможностей для развития.

Низкая рождаемость

Что же делать? Можно ли повысить количество людей за счет рождаемости? К сожалению, нет. Рождаемость в России сегодня невелика, и рассчитывать на коренные изменения в поведении людей нереально. Более того, мировой опыт показывает, что это непросто и в благоприятных условиях, не говоря уже о кризисных.

В какую сумму сегодня обойдется современной московской семье воспитание ребенка

Невысокая продолжительность жизни

Правда, есть успешные мировые рецепты повышения продолжительности жизни, и именно на них сосредотачиваются многие страны. И хотя это стоит дорого, многие даже не очень богатые страны расходуют на здравоохранение куда более высокую, чем Россия, часть своего ВВП. Как следствие, наша страна демонстрирует серьезное отставание по уровню продолжительности жизни. Даже несмотря на то, что в последние 10 лет показатель смертности быстро снижается. Есть у этой проблемы и еще одна неприятная особенность – ранняя смертность у мужчин.


Стареющая планета. Инфографика РБК

Кризис социальных институтов

Население России стареет. Существующие социальные системы и институты, ориентированные на иную возрастную структуру, оказываются все менее эффективными. Если они не перестроятся, то старая социальная система просто не справится с новой демографией.

Иммиграция


ПЛАН ПРОЕКТА

«ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №1185»

Предварительный этап

Перед началом реализации проекта учитель проводит подготовительную работу: осмысливает основной замысел будущего проекта, цель и задачи проектной работы, примерную тематику исследований, организационные вопросы. Оформляются опросные листы, бланки, информация о проектной работе. Происходит формирование проектной группы. Определяются дни проведения интервью с секретарём школы, опроса учащихся школы.

Стартовый этап

Учитель озвучивает идею проекта, представляет информацию о состоянии демографической ситуации в стране, регионе и данных переписи населения, организует обсуждение тем будущих исследований проекта. Учащиеся высказывают свои идеи, гипотезы, записывают вопросы. Учитель мотивирует учащихся на участие в проекте. Учащиеся получают домашнее задание: найти значения слов и зафиксировать их в словаре проекта. Знакомятся с примерами индивидуальных планов работы над проектом. Результатом данного этапа является оценивание ситуации на входе в проект (формирующее оценивание), создание необходимой эмоциональной атмосферы, формирование группы.

Результат деятельности учащихся - словарик основных терминов, создание группового и индивидуальных маршрутов проекта.

Поисковый этап

Проблемное изложение материала учителем, беседа с учащимися на основе выполненного домашнего задания (основные понятия, вопросы), определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Учитель представляет информацию по географии населения России, Санкт-Петербургаи демографической ситуации в регионе. Учащиеся коллективно обсуждают план деятельности. Учитель ориентирует участников проекта на определение результатов работы каждого. Учащиеся создают план работы группы, участвуют в определении целей и задач. Дидактические материалы – раздаточные листы, карточки, аннотированный список ресурсов, требования к плану работы группы, направляющие вопросы, анкеты, методические инструкции по проведению исследований. Назначаются дни проведения интервью и опроса учащихся школы.

Учащиеся изучают различные источники информации, выполняют задания, проводят опрос, берут интервью, фотографируют, обрабатывают статистические данные, выполняют творческие работы, выбирают формы представления результатов. Участники осуществляют систематизацию материала в соответствии с идеей работы. Учитель проводит индивидуальные консультации, знакомится с промежуточными отчетами.

Обобщающий этап

На этом этапе учащиеся работают над созданием презентации. Учитель представляет шаблоны буклета, презентации. Используются статистические и информационные материалы, справочники, словари. Учащиеся систематизируют подобранный материал, оформляют результаты работы в различных формах. На этом этапе осуществляется доработка отчетов о проведенных исследованиях.

Завершение проекта

Проводится конференция, на которой участники проекта представляют результаты работы. Рефлексия работы над проектом осуществляется через обсуждение, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо вынести на обсуждение в будущих работах. Учащиеся высказывают свое мнение об участии в проекте, своих впечатлениях и открытиях. Во время подведения итогов происходит формулировка общего вывода.

Районный конкурс исследовательских работ

«Моя родина –Сыктывдин»

Демографический портрет школы

ученица 10 класса

МБОУ «Зеленецкая СОШ»

Сыктывдинского района

Республики Коми

Руководитель:

Будина Дия Васильвна

учитель географии

Зеленец 2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………3

    Источники данных о населении………...………………………………………………4

    Динамика численности обучающихся МБОУ «Зеленецкая СОШ»…………………..4

    Половой состав обучающихся школы……...…………………………………………..5

    Возрастной состав обучающихся школы ……………..…………………….…………6

    Результаты анкетирования обучающихся………….…..………………………………7

    1. Национальный состав……………………………………………………………7

      Место рождения обучающихся …………………………………………………8

      Количество детей в семьях обучающихся ……………………………………..8

      Сфера деятельности родителей обучающихся ………………………………..9

      Профессиональные предпочтения обучающихся……………………………...9

      Увлечения обучающихся ………………………………………………………10

      Участие во внеурочной жизни…………………………………………………10

    Динамика потенциальных первоклассников…………………………………………10

    Заключение ……………………………………………………………………………..11

    Литература………………………………………………………………………………12

Введение.

Данная работа носит исследовательский характер и посвящена выявлению особенностей демографической ситуации Зеленецкой средней общеобразовательной школы.

Материал собран в период с сентября по декабрь 2011 года в форме изучение документов сельского поселения «Зеленец» и МБОУ «Зеленецкая СОШ», материала по демографической ситуации России, Республике Коми, а также анкетирования обучающихся.

Цель исследования : составление демографического портрета нашей школы, а также привлечение внимания обучающихся к демографическим проблемам в России и Республики Коми на примере школьной демографической ситуации.

Задачи:

    Изучить возрастной, национальный, половой состав обучающихся;

    Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе;

    Провести анкетирование обучающихся школы;

    Провести статистическую обработку собранного материала;

    Привлечь внимание обучающихся к изучению своей родословной;

    Выявить отношение подростков к планированию семьи;

    Ознакомить с данной работой обучающихся школы.

Актуальность темы: В настоящее время в России и республике Коми очень сложная демографическая ситуация, которая ведет к уменьшению численности населения, эта проблема коснулась нашего села и школы. В школе уменьшилась численность обучающихся, наполняемость классов и количество классов-комплектов.

Объект исследования : обучающиеся школы.

Предмет исследования: динамика численности обучающихся, состав обучающихся..

Методы:

    Анализ литературных источников.

    Проведение анкетирования.

    Обработка данных анкетирования.

    Составление и анализ таблиц и диаграмм.

1. Источники данных о населении

В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й половине XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Объектом обложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - соха. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта - подворные переписи. Кроме подворных переписей, на отдельных территориях проходили и общегосударственные. Указом Петра I от 26 ноября 1718 г. было положено начало государственным ревизиям, которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.

Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. В советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа 1920 г., на 15 марта 1923 года, а всеобщие переписи - по состоянию на 17 декабря 1926 года, на 6 января 1937 года, на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года. Очередная перепись населения России была проведена в октябре 2010 года.

В октябре 2010 году в нашей школе обучалось 356 обучающихся, в октябре 2012 г.-370 обучающихся.

Для составления демографического портрета был проведен опрос, в котором приняли участие 70 обучающихся 8 – 11 классов, также мы провели анализ ежегодных статистических отчетов школы, изучили архивный материал «Сводная ведомость успеваемости учащихся по годам» с 1985 года по 2012 год. По этим материалам мы выполнили данную работу по изучению демографической ситуации в МБОУ «Зеленецкая СОШ».

    Динамика численности обучающихся в МБОУ «Зеленецкая СОШ»

В 2012 году в школе обучается 370 обучающихся, но анализ архивных документов и статистических отчетов позволяет сделать вывод, что численность обучающихся в период с 1985 по 2012 годы сильно менялась.

Начиная с 1984-85 учебного года, численность обучающихся выросла на 305 человек к 1994-1995 учебному году и составила 785 человек и 36 классов – комплектов, средняя наполняемость классов составила 29 человек. Причиной такого роста численности обучающихся явилось то, что в 1984 году открылась Зеленецкая птицефабрика, и в Зеленец на постоянное жительство переехала в основном молодежь, что сказалось на резком повышении показателей рождаемости. Здание школы, которое было введено в строй в 1976 году, не вмещало такое количество детей, учебный процесс проходил в две смены, для организации обучения использовались старое здание школы, которое находилось в нижней части села, а также танцевальный зал дома культуры. Администрация школы и сельского совета совместно с родителями неоднократно обращались в органы государственного управления с ходатайством о строительстве новой школы. Строительство новой школы началось в 1990 году, и 1 сентября 1992 года новая школа на 1120 мест распахнула свои двери для своих учеников.

С 1995-96 учебного года численность обучающихся постепенно уменьшалась и к 2005-06 учебному году уменьшилась более, чем в 2 раза по сравнению с 1985 г. и составила 350 человек. Уменьшение численности обучающихся связано в первую очередь с уменьшением рождаемости в 90 –е годы, а также миграционными процессами. В 90 – годы из Зеленца стали уезжать люди из-за отсутствия работы, самые главные предприятия на территории поселения находились в тяжелом экономическом положении, происходило сокращение рабочих мест. Также в этот период несколько семей выехало в Германию. Среди них были и обучающиеся школы.

В последние годы численность обучающихся понемногу стала увеличиваться (2009-2010, 2011-2012). С 2009 - 10 учебного года в связи с реорганизацией Слудской и Мандачской СОШ в ООШ, в нашей школе в 10-11 классах обучаются дети с данных поселений, а в 2012 г. с закрытием Мандачской ООШ, в нашей школе обучаются и учащиеся основной школы. В ближайшие годы прогнозируется рост числа обучающихся в связи с вводом нового жилого дома в с. Зеленец.

Таблица 1.

Численность обучающихся в Зеленецкой СОШ

Учебные годы

Кол-во обучающихся

Кол-во классов-комплектов

1984-1985

480

1989-1990

691

1994-1995

785

36

1995-1996

726

1999-2000

552

2004-2005

362

2005-2006

350

2009-2010

362

2010-2011

356

2011-2012

364

2012-2013

370

3. Половой состав обучающихся школы

Мы проанализировали также соотношение девочек и мальчиков среди обучающихся школы за последние 8 лет и увидели, что в школе во все эти годы наблюдается превышение девочек над мальчиками, что отражает в целом половую структуру населения России, республики Коми и Сыктывдинского района. Наибольший перевес девушек над юношами на старшей ступени обучения: в 10 классе 12 девушек и 3 юноши (80%: 20%), в 11 классе 13 девушек (100%).

Таблица 2

Соотношение девочек и мальчиков

Учебный год

Девочки

Мальчики

2004-2005

182

180

2005-2006

180

170

2006-2007

192

158

2007-2008

189

168

2008-2009

186

172

2009-2010

195

167

2010-2011

185

171

2011-2012

190

174

2012-2013

193

177

4. Возрастной состав обучающихся школы

По данным отчета школы на 1 сентября 2012 о возрастном составе населения обучающихся, можно увидеть, что больше всего обучающиеся 2003 и 2004 годов рождения.

Таблица 3.

Возрастной состав обучающихся

Год рождения

Количество

Количество в %

1993

0,8

1994

3.7

1995

3,7

1996

5,4

1997

5,1

1998

9,7

1999

9,4

2000

10,2

2001

9,9

2002

10,7

2003

43

11,6

2004

43

11,6

2005

11,3

2006

0.8

Всего

370

100

Количество обучающихся по ступеням обучения:

1 ступень – 174 чел., 2 ступень – 168 чел., 3 ступень – 28чел.

    Результаты анкетирования

5.1. Национальный состав

Национальный состав мы определяем не у всех обучающихся школы, а только у респондентов, так как данная информация отсутствует в официальных источниках. По результатам анализа опрошенных по национальности в школе преобладает русские –57%.

Таблица 4

Национальный состав респондентов

Национальность

Количество опрошенных

Количество %

Русские

Коми

28,5

Чуваши

Украинцы

Азербайджанцы

Белорус

Часть детей затрудняется определить свою принадлежность к определенной национальности, так как родители имеют разную национальность.

5.2Место рождения обучающихся школы


По диаграмме мы видим, что большинство обучающихся школы родились в с.Зеленец и д. Парчег другие родились в Сыктывкаре и других населенных пунктах РК, лишь трое опрошенных приехали из-за пределов республики. Таким образом, основная часть обучающихся имеет местные корни.

5.3 Количество детей в семьях обучающихся

Таблица 5

Кол-во детей в семье

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Всего

Один

Два

Три

Четыре

Шесть и более

В основном в семьях обучающихся один или два ребенка, на них приходится 24,2% и 57,1% соответственно. На многодетные семьи из числа опрошенных (три и более детей) приходится всего лишь 18,7%.

В то же время в настоящее время в нашей школе обучаются дети из многодетных семей, которых в поселении - 24.

Таблица 6

Количество многодетных семей и детей в таких семьях

годы

количество многодетных семей

количество детей в многодетных семьях

на 1.01. 2006.г

нет данных

на 1.01. 2007г.

на 1.01. 2008г.

на 1.01. 2009г.

на 1.01. 2010г.

на 1.01. 2011г.

Самые большие семьи: Клименко (родители и 8 детей), семья Колеговых (родители и 7 детей), в остальных многодетных семьях по 3 детей.

На вопрос «Сколько детей хотели иметь обучающиеся?» ответы были следующие: 1-2 ребенка -51обучающихся, 2-3 -8, 3 и более- 2, не знают -6, не хотят – 3.

5.4 Сфера деятельности родителей обучающихся

Сфера обслуживания – 20 родителей;

СЛПК – 18 родителей;

ОАО «Зеленецкая птицефабрика» - 16 родителей;

Образование – 15 родителей;

Домохозяйки – 3 родителя;

Пенсионеры – 4 родителя;

Также работают в медицине, ЖКХ, социальной сфере и управлении.

Для нашего поселения характерно, что большая часть родителей обучающихся имеют постоянное место работы: это учреждения сферы обслуживания Эжвинского района и г. Сыктывкара, а также самые крупные предприятия вблизи поселения – СЛПК и Зеленецкая птицефабрика. Наиболее распространенные профессии родителей – продавцы, водители, работники ЗПФ и СЛПК. Уровень безработицы среди родителей обучающихся невысокий, это объясняется выгодным географическим положением села, развитой инфракструктурой.

5.5 Профессиональные предпочтения обучающихся МБОУ «Зеленецкая СОШ»

Один из вопросов анкеты был «Какую профессию ты бы хотел получить?» Оказалось, что ребята хотят овладеть различными профессиями.

Таблица 7

Профессии

Количество обучающихся

медицина

парикмахер

программист

инженер - строитель

полиция

экономист

учитель

спортсмен

налоговая служба

автомеханник

ветеринар, следователь, электрик

по 1 чел.

журналист, музыкант, артист, слесарь

по 1 чел.

не определились

В школе проводится большая профориентационная работа, обучающиеся ориентируются в мире профессий. Обучающиеся школы задумываются о своем будущем.

Предполагаемый уровень образования: высшее – 60% (6 обучающихся планируют получить не менее 2 высших образований), средне-специальное -40%. Обучающиеся понимают, что в современных условиях стране нужны образованные, высококвалифицированные кадры.

    1. Увлечения обучающихся

В свободное от учебы время обучающиеся занимаются разными дополнительными видами деятельности по своим интересам: спорт, творчество, Интернет. Для занятий во внеурочное время предлагают свои услуги дом культуры, детский юношеский центр, музыкальная школа, библиотека, лыжная база, а также учреждения дополнительного образования Эжвинского района.

Среди опрошенных увлечения распределились следующим образом: спорт – 19 человек, музыкальная школа -3 чел., вокал -2 чел, Лингва- 2 чел, рисование -2 чел., кружки -3 чел, читают – 3 чел., разные увлечения – 12 человек, гуляют -21 чел., нечем -6 чел. Обучающиеся 11 класса занимаются самообразованием и подготовкой к ЕГЭ.

5.7 Участие во внеурочной жизни школы

Постоянно участвуют во внеурочной жизни школы 54,3% опрошенных, иногда-17,1%, вообще не участвуют – 28,6%. Больше всего тех, кто не участвует в общественной жизни школы обучающиеся 8аб классов.

    Динамика потенциальных первоклассников

Сколько первоклассников придет в школу в будущем?

На уроке географии с обучающимися 9 класса мы изучили паспорт сельского поселения, проанализировали данные и сделали вывод: сколько обучающихся придет в первый класс в ближайщие 5 лет.

Таблица 9

Потенциальные первоклассники

2013

2014

2015

2016

2017

Количество детей в возрасте от 0 до 6 лет -339.

Мы видим, что реформа правительства с материнским капиталом оказала заметное влияние на рождаемость в поселении, у людей появилась вера в будущее.

Заключение.

    Глубокий социально-экономический кризис 90-х годов отразился на численности обучающихся нашей школы.

    Демографический портрет нашей школы отражает общую демографическую ситуацию в РК, России в целом.

    В нашей школе женский коллектив преобладает над мужским. Эта тенденция так же прослеживается в России и республике.

    Национальный состав населения разнообразен, но преобладают русские.

    В ближайшие 5 лет численность обучающихся школы не будет сильно изменяться

    По итогам наших исследований примерно через 10-12 лет количество учащихся вновь будет увеличиваться, когда подрастёт поколение 15-летних. К этому времени сегодняшние подростки вступят в детородный возраст.

Литература

    Интернет источники (ru .wikipedia .org /wiki /).

    Паспорт сельского поселения «Зеленец».

    Предварительные итоги переписи населения в Республике Коми

    Алфавитная книга МБОУ «Зеленецкая СОШ».

    Архивные документы МБОУ «Зеленецкая СОШ».

    Статистические отчеты МБОУ «Зеленецкая СОШ».



Статьи по теме