Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева. «Осенний вечер», Тютчев Ф.И.: анализ стихотворения Осенний вечер тютчев анализ история создания

Фёдор Иванович Тютчев – русский дипломат, не лишённый поэтического романтизма и философского мировоззрения. Ему довелось жить в период расцвета русской литературы. И хотя сочинение стихов не были основным ремеслом Тютчева, он вошёл в литературу как замечательный поэт со своим собственным, неподражаемым стилем.

Разве найдётся русский, не знающий его знаменитые строки: «Умом Россию не понять…». Эта патриотичность, сила и мощь присуща во многих произведениях автора, даже когда речь идёт о любви или природе.

Родился великий романтик в ноябре 1803 году. Детство провел в Орловской губернии под присмотром старших родственников. Начальное образование было получено в домашних условиях. Федор тянулся к знаниям с самого детства, многие окружающие замечали незаурядный интеллект мальчика.

Обучением занимался поэт-переводчик по фамилии Раич. Он рассказывал Федору о литературе античности, а также об Итальянской культуре. К 12 годам Тютчев с легкостью переводил зарубежные издания различных писателей.

В 19-м году поэт решает продолжить обучение и поступает в Московский университет на факультет, посвященный развитию словесности. Именно здесь происходит его знакомство со многими влиятельными людьми. К стихотворениям, которые время от времени ложатся на бумагу молодой человек относится как к хобби.

Через два года он заканчивает учебу и устраивается на работу в коллегию по иностранным делам. Очень скоро получает новую должность и отправляется в Мюнхен в качестве члена дипломатической миссии. Европа понравилась Тютчеву. Здесь он заводит дружбу с Шеллингом, а также Гейне и переводит творения известных немецких классиков на русский язык. Здесь же он пишет многие произведения, которые в дальнейшем были напечатаны в России.

Главное событие, которое смогло сделать его известным, произошло в 1836 году. Именно в это время его произведения печатаются в журнале «Современник», который принадлежал Александру Сергеевичу Пушкину.

Из Европы Федор Иванович вернётся только в 44-м году. Он начинает работать в министерстве по иностранным делам в Москве. Через десять лет писателя назначают на новую должность в качестве председателя. Фёдор Иванович Тютчев является весьма значимой фигурой, его уважают и ценят. Он имел отличное чувство юмора, а также был прекрасным собеседником.

Анализ стихотворения «Осенний Вечер»

Данное произведение относится именно к тому периоду становления поэта, где Федор Иванович Тютчев только начал активно развиваться. Шедевр «Осенний вечер» относится к раннему творчеству. Создано стихотворение в далеком 30-м году девятнадцатого века. В момент написания автор находился на территории России во время очередного посещения родины.

Произведение «Осенний вечер» создано в духе изысканного и классического для того времени направления – романтизма. Шедевр отличается мягкостью и легкость, он существенно выделяется среди произведений о пейзажной лирике. В стихотворении Федора Ивановича читатель непросто видит осенний вечер, который является определенным феноменом натуральной природы. Автор описывает взаимосвязь натуральной природы и жизнедеятельности человека. Такие особенности придают строкам особенный и глубокий философский замысел.

Произведение Федора Ивановича Тютчева «Осенний вечер» представляет собой своеобразную развернутую метафору. Поэту понятны ощущения кроткой улыбки увядания осенней поры года. Он сравнивает ее с божеством и описывает в виде страдания человека, являясь прообразом нравственности.

Особенности стихотворения «Осенний вечер»


Классическое произведение Федора Ивановича Тютчева создано с использованием пятистопного ямба. Здесь имеется специфическая, свойственная автору, перекрестная рифмовка. Стихотворение относится к кратким произведениям и включает в себя лишь двенадцать строк. Все строки – это единственное в произведении предложение, являющееся сложноподчиненным. Читается оно на одном дыхании, как многие шедевры Федора Ивановича. Для соединения всех деталей сюжета, который окружает лирического героя, использовано словосочетание про кроткую улыбку увядания.

Натуральная природа в произведении описана в виде многоликой и постоянно изменчивой стихии. Здесь присутствует огромное разнообразие красок и звуков. Автор максимально качественно передал читателю практически неуловимые очаровательные моменты, связанные с сумерками в осеннее время года. Именно в это время специфическое вечернее солнце способно напрочь изменить весь лик земного шара. Краски при этом становятся максимально яркими и насыщенными. Это интересно и в описании лазури, багряности листвы, особенного блеска, а также пестроты деревьев. Полупрозрачная дымка смягчается с помощью изысканных эпитетов. К примеру, туманность и легкость.

В стихотворении «Осенний вечер» автором создается классическая картина натуральной природы в осенний период года. В этом поэту помогают синтаксические сгущения, которые способны соединить воедино множественные средства, олицетворяющие художественную выразительность. Стоит рассмотреть основные из них:

» Грация. Она изображается в словах изнеможение и ущерб.
» Олицетворения. К примеру, томный шепот осенней листвы.
» Метафора. Таких словосочетаний множество, к примеру, зловещность блеска, а также увядающая улыбка.
» Эпитет. Яркие представители таких средств выразительности – это умильная, кроткость, стыдливость, туманность.


Последний пункт из вышеописанного списка средств выразительности в произведении «Осенний вечер» особенно развит. Эпитеты могут быть различными как по структуре, так и по особенному значению. Стоит рассмотреть основные типы, которые описываются в стихотворении:

» Синтетические. К этому виду относится зловещий блеск и пестрота природы.
» Цветовые. Описание багряности листвы.
» Сложные. Это словосочетания, написанные через дефис, к примеру, грустно-сиротеющая натуральная природа.
» Контрастные. Это и умильная, по-особенному таинственная прелесть, зловещее сияние, туманность и тишина лазури, порывистость ветра и его холодность. Эти средства выразительности максимально качественно передают состояние природы, которое является на тот момент переходным. Это своеобразное прощание лирического героя с осенью и предвкушение морозной поры года.

Особенности натуральной природы в стихе «Осенний вечер»


Состояние натуральной природы в произведении преподносится читателю с особенной чувственностью. В этом Федору Ивановичу помогает используемая в строках своеобразная аллитерация. Она позволяет сделать максимально естественным эффект падающей или шепчущей листвы, а также дает почувствовать, свежее дыхание ветра, который описан, как порывистая и холодная стихия.

Автор в своих произведениях использует специфическое пантеистическое описание пейзажей. Натуральная природа в произведении Федора Ивановича «Осенний вечер» максимально очеловечена. Осень как будто живое существо способна дышать, чувствует окружающее ее пространство, испытывает особенную радость и грусть от тех или иных жизненных моментов. Осень Тютчевым воспринимается в качестве определенного страдания, об этом говорит болезненная улыбка.

Великим романтиком не отделяется особенный мир природы от особенностей жизнедеятельности простого человека. Между данными образами присутствует особенная параллель, которая создается в основном с помощью специфического эпитета, где осень описывается грустно-сиротеющей. Автор делает акцент на теме прощания.

В стихотворении «Осенний вечер» присутствует максимально легкая грусть природы, которая навевает предчувствие скорого прихода зимнего времени года. Эти ощущения смешиваются с особенной радостью, ведь времена года имеют свою цикличность и за зимним периодом обязательно произойдет возрождение, которое запестрит яркими и сочными красками.

В стихотворение Тютчева описано единичное мгновение. Автор старался создать у читателя уникальное впечатление, вмещающее в себя особенные мысли и ощущения, а также полную бесконечность, связанную с собственным жизненным путем. В произведении приводится сравнение осеннего периода года с исключительной духовной зрелостью, когда человек обретет мудрость. Он советует прожить жизнь мудро и ценить практически каждое мгновение.

Пейзажная лирика поэта Федора Тютчева по праву занимает достойное место в русской литературе 19 века. И это неудивительно, так как автор многочисленных стихов о красоте природы сумел органично соединить в своих произведениях традиции российской и европейской литературы. Стихи Федора Тютчева выдержаны в духе классических од, как по стилю, так и по содержанию, однако имеют куда более скромные размеры. Вместе с тем, в них присутствует европейский романтизм, что связано с увлечением Тютчева творчеством таких поэтов, как Генрих Гейне и Уильям Блейк.

Литературное

Наследие Федора Тютчева невелико и насчитывает порядка 400 произведений, так как всю свою жизнь автор посвятил дипломатической государственной службе, выкраивая для творчества редкие свободные часы. Тем не менее, великолепным образцом классического романтизма является его стихотворение “Осенний вечер” , написанное в 1830 году. В это время Федор Тютчев находился в Мюнхене, остро ощущая не только одиночество, но и тоску по родине. Поэтому обычный октябрьский вечер навеял на поэта не только грустные воспоминания, но и настроил на лирико-романтический лад, что, в свою очередь, подтолкнуто к написанию очень изящного, волнующего и наполненного глубоким философским смыслом стихотворения под название “Осенний вечер”.

Казалось бы, сама по себе осень навевает ощущение тоски, которое подсознательно связано с угасанием жизни, завершением еще одного цикла, который делает человека старее. Примерно такие же чувства вызывает вечерний сумрак, который у символистов ассоциируется со старостью и мудростью. Однако во времена Тютчева в литературе не принято было изъясняться посредством символов, поэтому автор попытался найти в заведомо печальном сочетании осени и вечера позитивные моменты, с первых строчек стихотворения подчеркнув, что “светлость осенних вечеров” обладает особой, неизъяснимой прелестью. Наблюдая за тем, как на “грустно-сиротеющую землю” опускаются осенние сумерки, поэт сумел уловить тот момент, когда последние лучи света дотронулись до разноцветных крон деревьев, вспыхнув в яркой листве. И это восхитительное по красоте явление Федор Тютчев сравнил с “кроткой улыбкой увяданья” природы. И – тут же провел параллель с людьми, отметив, что у разумных существ подобное состояние зовется “божественной стыдливостью страданья”.

Примечательно то, что в стихотворении “Осенний вечер” поэт не разделяет такие понятия, как живая и неживая природа, справедливо считая, что все в этом мире взаимосвязано, и человек зачастую копирует в своих жестах и поступках то, что видит вокруг. Поэтому осень в творчестве Федора Тютчева ассоциируется с духовной зрелостью, когда человек осознает истинную цену красоты и сожалеет, что уже не может похвастаться свежестью лица и чистотой взгляда. И тем больше он восхищается совершенством природы, в которой все процессы цикличны и при этом имеют четкую последовательность. Огромный механизм, запущенный неведомой силой, никогда не дает сбоев. Поэтому к легкой грусти, которая навеяна сбрасывающими свою листву деревьям, ранними вечерами и порывистым холодным ветром, примешивается чувство легкости и радости. Ведь на смену осени придет зима, а после окружающий мир вновь переменится до неузнаваемости и запестреет сочными весенними красками. А человек, пройдя очередной жизненный цикл, станет чуточку мудрее, научившись находить чувственное удовольствие в каждом прожитом мгновении и ценить любое время года все зависимости от капризов природы, собственных предпочтений и предрассудков.

(No Ratings Yet)



  1. Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Осень” и Ф. И. Тютчева “Осенний вечер”) Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они...
  2. Игорь Эммануилович Грабарь известный в истории русского искусства как замечательный живописец, музейный деятель, выдающийся педагог и архитектор. Каждая его работа излучает положительную энергетику и творческую активность. В его картинах всегда...
  3. Стихотворение “Не то, что мните вы, природа…” написано Тютчевым в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии восемнадцатого столетия. Вот только гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям,...
  4. “Всесилен я и вместе слаб…” – стихотворение, относящееся к раннему творчеству Тютчева. Точная дата его написания неизвестна. Наиболее вероятна версия, высказанная советским литературоведом и биографом поэта Пигаревым. По его мнению,...
  5. У А. А. Фета, замечательного русского поэта, был настоящий талант видеть и замечать те явления и мелочи в природе, которые остаются незаметными простому обывателю. На этот его талант возможно повлияли...
  6. Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и...
  7. Тютчев – певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну...
  8. Стихотворение “О, вещая душа моя!” , датированное 1855 годом, принято относить к философской лирике. По мнению литературоведов, в этом произведении ярко проявляется двойственность мироощущения поэта. В первой строфе Тютчев противопоставляет...
  9. Пейзажная Лирика Федора Тютчева – это особый мир, воссозданный поэтом на основании личных впечатлений. Однако воссозданный настолько точно и ярко, что каждое произведение позволяет читателям словно бы совершить небольшое путешествие...
  10. Роман Федора Тютчева с Еленой Денисьевой причинил поэту множество душевных страданий. Он любил эту хрупкую и удивительно красивую женщину, но не мог защитить ее от тех испытаний, которые были уготованы...
  11. Стихотворение “Silentium!” (в переводе с латинского “Молчи!” “Силентиум”) написано в 1830 году, относится к раннему творческому периоду Федора Тютчева. Нужно отметить, что молодой поет, не был амбициозным в своем таланте,...
  12. Знакомство Федора Тютчева с юной воспитанницей института благородных девиц Еленой Денисьевой в прямом смысле слова перевернуло жизнь 40-летнего поэта. Он вдруг осознал, что все его любовные увлечения являются мимолетными и...
  13. Личная жизнь Федора Тютчева складывалась весьма непросто и даже трагически. Свою первую супругу, Элеонору Петерсон, он потерял спустя 10 лет совместной жизни и очень долго винил себя в ее скоропостижной...
  14. Принято считать, что в жизни Федора Тютчева было всего лишь три женщины, которыми он по-настоящему восхищался. Однако дневники этого поэта и государственного деятеля хранят множество тайн, среди которых – отношения...
  15. Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше...
  16. “Умом Россию не понять…” – одно из самых известных и наиболее часто цитируемых произведений Федора Тютчева. Это стихотворение, созданное в 1866 году, является, к тому же, и самым коротким, так...
  17. Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году...
  18. Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего...
  19. Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон –...
  20. У Федора Тютчева есть целый цикл произведений, посвященных Елене Денисьевой – возлюбленной поэта, которую он боготворил и считал своей музой. Личная жизнь Тютчева была предметом светских шуток и пересудов, так...
  21. В жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и...
  22. Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет, Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту...
  23. Тема смерти в творчестве Федора Тютчева поднимается несколько раз, и для этого есть веские основания. Сперва поэт теряет первую супругу, затем хорони свою любовницу Елену Денисьеву и двух детей. Каждый...
  24. Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Однако до наших дней дошли стихотворения...
  25. Поэт Федор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Свое детство и юношество провел он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря...
  26. Не секрет, что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился...
  27. Федор Тютчев вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик. Однако мало кто знает о том, что среди его произведений есть стихи, посвященные историческим событиям 1812 года. Тема войны с...
  28. Поклонник романтизма, Василий Жуковский далеко не сразу отважился публиковать собственные стихи. Поначалу он лишь восхищался творчеством немецких и английских поэтов, переводя их произведения и пытаясь подражать своим кумирам. Но, так...
Анализ стихотворения Тютчева “Осенний вечер

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Осенний вечер"

Стихотворение Федора Тютчева «Осенний вечер» погружает читателя в удивительное состояние созерцательности, ожидания перемен легкой тревоги, грусти и надежды.

В начале стихотворения автор погружен в лирическое настроение. В первых двух строчках он отмечает прелесть, покой и тишину осеннего заката, наполненного тихим таинственным светом. Поэт умиляется, наблюдая мирную и, одновременно, исполненную тайного смысла картину увядания дня и жизни.

Но, уже к третьей строке, настроение поэта меняется. В закатном свете, падающем на листву, в ее колебании от легкого движения воздуха, ему видится скрытая угроза. Эффект тревожности достигается с помощью использования звукописи (зловещий блеск, пестрота, шелест) - обилие шипящих и свистящих создает резкий внезапный контраст с первыми строчками, а описания цвета (блеск, пестрота, багряный) лишь добавляет нотки беспокойства. Картинка, казалось бы, статичная, на самом деле наполнена внутренним напряжением, тревожным ожиданием чего-то неотвратимого.

Однако, в следующих двух строчках автор снова описывает покой, тишину, неподвижность. Солнце зашло, и на смену багряно-оранжевому свету приходит лазурь, а блеск последних лучей солнца заменяет легкая дымка тумана. На место неосознанной тревоги приходит более ясная грусть от расставания с дневным светом и летним теплом, олицетворяющими саму жизнь. Поэт и природа, окружающая его, готовы безропотно погрузиться в зимнюю летаргию.

Из покорного, сонного и неподвижного состояния их выводят внезапные порывы холодного ветра, предвестники будущей суровой зимы. Но обещание испытаний в будущем, тем не менее, вселяет в автора и читателя оптимизм и надежду на возрождение жизни.

Поэтому последние четыре строчки, в которых звучат слова увядание, страданье, изнеможение и ущерб, не вызывают тех печальных чувств, которые заложены в их смысл. Неизменность природных циклов дарит поэту, чувствующему себя и все человечество одним целым с миром природы, уверенность в собственном бессмертии, ведь за осенним увяданием и зимней неподвижностью обязательно последует весеннее пробуждение, так же, как утро, которое непременно наступит, когда закончится ночь.

Стихотворный размер текста - пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Небольшое по объему, оно насыщено яркими, разнообразными эпитетами, выражающими противоположные состояния, емкими образами, глубоким философским смыслом, внутренним движением. Резкая картинка сменяется размытой, свет - сумраком, тревога - покоем, на смену тишине приходит звучание и наоборот. Мастерство поэта выражается в том, как он вместил в небольшой объем такую массу чувств, мыслей и образов, не перегрузив композицию. Стихотворение осталось легким, воздушным, читается на одном дыхании и оставляет легкими чувства после прочтения.

«Осенний вечер» Федор Тютчев

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»

Пейзажная лирика поэта Федора Тютчева по праву занимает достойное место в русской литературе 19 века. И это неудивительно, так как автор многочисленных стихов о красоте природы сумел органично соединить в своих произведениях традиции российской и европейской литературы. Стихи Федора Тютчева выдержаны в духе классических од, как по стилю, так и по содержанию, однако имеют куда более скромные размеры. Вместе с тем, в них присутствует европейский романтизм, что связано с увлечением Тютчева творчеством таких поэтов, как Генрих Гейне и Уильям Блейк.

Литературное наследие Федора Тютчева невелико и насчитывает порядка 400 произведений, так как всю свою жизнь автор посвятил дипломатической государственной службе, выкраивая для творчества редкие свободные часы. Тем не менее, великолепным образцом классического романтизма является его стихотворение «Осенний вечер», написанное в 1830 году. В это время Федор Тютчев находился в Мюнхене, остро ощущая не только одиночество, но и тоску по родине. Поэтому обычный октябрьский вечер навеял на поэта не только грустные воспоминания, но и настроил на лирико-романтический лад , что, в свою очередь, подтолкнуто к написанию очень изящного, волнующего и наполненного глубоким философским смыслом стихотворения под название «Осенний вечер».

Казалось бы, сама по себе осень навевает ощущение тоски, которое подсознательно связано с угасанием жизни, завершением еще одного цикла, который делает человека старее. Примерно такие же чувства вызывает вечерний сумрак, который у символистов ассоциируется со старостью и мудростью. Однако во времена Тютчева в литературе не принято было изъясняться посредством символов, поэтому автор попытался найти в заведомо печальном сочетании осени и вечера позитивные моменты , с первых строчек стихотворения подчеркнув, что «светлость осенних вечеров» обладает особой, неизъяснимой прелестью. Наблюдая за тем, как на «грустно-сиротеющую землю» опускаются осенние сумерки, поэт сумел уловить тот момент, когда последние лучи света дотронулись до разноцветных крон деревьев, вспыхнув в яркой листве. И это восхитительное по красоте явление Федор Тютчев сравнил с «кроткой улыбкой увяданья» природы. И – тут же провел параллель с людьми, отметив, что у разумных существ подобное состояние зовется «божественной стыдливостью страданья».

Примечательно то, что в стихотворении «Осенний вечер» поэт не разделяет такие понятия, как живая и неживая природа , справедливо считая, что все в этом мире взаимосвязано, и человек зачастую копирует в своих жестах и поступках то, что видит вокруг. Поэтому осень в творчестве Федора Тютчева ассоциируется с духовной зрелостью, когда человек осознает истинную цену красоты и сожалеет, что уже не может похвастаться свежестью лица и чистотой взгляда. И тем больше он восхищается совершенством природы, в которой все процессы цикличны и при этом имеют четкую последовательность. Огромный механизм, запущенный неведомой силой, никогда не дает сбоев. Поэтому к легкой грусти, которая навеяна сбрасывающими свою листву деревьям, ранними вечерами и порывистым холодным ветром, примешивается чувство легкости и радости. Ведь на смену осени придет зима, а после окружающий мир вновь переменится до неузнаваемости и запестреет сочными весенними красками. А человек, пройдя очередной жизненный цикл, станет чуточку мудрее, научившись находить чувственное удовольствие в каждом прожитом мгновении и ценить любое время года все зависимости от капризов природы, собственных предпочтений и предрассудков.

Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева занимает особое место в русской литературе. Эта поэзия всегда будет привлекать читателя неповторимой глубиной и яркой образностью. Стихотворение «Осенний вечер» — одна из таких жемчужин.

Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в октябре 1830 года. Поэт тогда находился в Мюнхене в качестве атташе дипломатической миссии.

Примечательно, что за границей молодому литератору практически не с кем было поговорить на родном для него языке – русском. Лишь поэзия и общение с его дядькой Н.А. Хлоповым были способны восполнить это пустоту. Вероятно, тоска по дому, осенняя погода навевали Тютчеву меланхолические раздумья, что послужило импульсом для создания стихотворения «Осенний вечер».

Жанр, направление и размер

В данном стихотворении ощутимо юношеское увлечение Тютчева русской поэзией XIX века. Это проявляется в торжественном одическом характере произведения, в использовании ярких эпитетов (умильная, грустно-сиротеющая), а также в употреблении неполногласных форм (ветр). Однако же «Осенний вечер» относится к зрелому периоду, когда автор интересуется Шеллингом, Блейком и Гейне. В это время у Тютчева формируется его особая натурфилософская поэзия.

Стихосложение не отличается изобретательностью: размер этого произведения – пятистопный ямб, а рифма – перекрестная. Тютчев оригинален в другом, в частности — в переосмыслении жанра пейзажной лирики.

Композиция

Стихотворение имеет стройную трёхчастную композицию. Строфу из двенадцати строк можно разделить на четверостишия, и они будут по градации выстраиваться в особую линию: от светлой пейзажной зарисовки до глубокого философского вывода.

  1. Первая часть представляет собой пейзажную зарисовку. Здесь выдвигается тезис, на котором строится всё произведение.
  2. Во второй части появляются более драматичные картины, сообщающие увядание природы.
  3. Финал стихотворения – философский вывод, где проводится параллель между человеком и окружающим миром.

Образы и символы

Наряду с типичными для изображения осени образами (багряные листья, тихая лазурь), Тютчев описывает весьма необычные наблюдения: зловещий блеск, улыбка увяданья.

Лирический герой стихотворения – мыслитель. Его незаурядный взгляд на мир позволяет увидеть не только привычные сюжеты осеннего вечера, но и помогает открыть нечто новое, проецирует размышление о родстве природы и человека. Он видит в картинах угасания кроткую улыбку, а цвет листьев кажется ему зловещим.

Темы и настроение

Осень традиционно соотносят со старостью, за которой следует смерть. Но, тем не менее, нельзя утверждать, что стихотворение проникнуто лишь депрессивными трагическими мотивами. Лирический герой старается увидеть положительные моменты даже сквозь тоскливое настроение: светлость вечеров, таинственная прелесть, легкий шелест.

Таким образом, основной темой сочинения выступает противостояние увядания и несгибаемого оптимизма. Автор сопереживает природе, он неравнодушен к её старению, но всё же поэт не желает поддаваться меланхолии и грусти.

Идея

«Осенний вечер» является одним из ярких примеров натурфилософской лирики Ф.И. Тютчева. Общей идеей такого рода стихотворений служит рассуждение о человеке и природе, сравнение их. Тютчев осознавал людскую ничтожность в сравнении со Вселенной, а в некоторых случаях призывал читателей брать с окружающего мира пример.

В данном же стихотворении основной мыслью является соотношение осенней поры с «существом разумным». Похожи они тем, что испытывают сходное чувство, именуемое «божественной стыдливостью страданья». Проявляется оно у людей и окружающего мира одинаково – в «кроткой улыбке», только показывают её по-разному: человек — мимикой, а в природе листья меняют цвет, пустеет земля, небо становится пасмурным.

Средства художественной выразительности

Богатая образность произведения достигается путём использования многочисленных средств художественной выразительности. Наиболее часто автор обращается к эпитетам, порой применяя сразу два определения к существительному: «Умильная, таинственная прелесть», «томный, легкий шелест, «порывистый, холодный ветр».

Тютчев сравнивает увядание природы с человеческим страданием. Встречаются в тексте инверсии: багряных листьев, холодный ветр порою.

Олицетворение — сквозной троп стихотворения. Этот приём затрагивает эпитеты (грустно-сиротеющая, томный), существительные, участвующие в описании природных явлений (улыбка, изнеможенье). Кроме того, «поведение» ветра объясняется предчувствием «сходящих бурь». И все процессы, происходящие в природе осенью, сравниваются с человеческим старением.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!



Статьи по теме