Какое положение содержалось в табели о рангах. "Табель о рангах": общая характеристика. Список использованных источников

табель правовой ранг исторический

Для становления государственной службы Российской империи особенно важным был ряд событий, из которых нужно выделить принятие привнесенного с Запада 24 января 1722 года закона «Табель о рангах», который упорядочивал иерархию должностей, делал сопоставимыми гражданские, воинские и придворные чины, создавал стройную систему службы государю, а также Ништатский мир, в соответствии с которым в состав Российской империи вошли прибалтийские (остзейские) провинции, сохранившие свой способ управления, что положило начало формированию федерализма в его современном российском понимании.

Развитие государственной службы в России шло с активным использованием зарубежного опыта. Собственно, по западному образу и подобию формировались «коллегии», впоследствии министерства, распределялись уровни управления и ответственность чиновников.

Особенностью организации государственной службы в сословном обществе было то, что на ее высшие должности принимались только дворяне (за редкими исключениями, которые лишь подчеркивали это правило), а также по повелению императора - иностранцы, которые в своей карьере доходили до самых высоких постов, зачастую концентрировали в своих руках огромную административную власть. Особенно много иностранцев, немцев, прежде всего, было на придворной службе, а также в армии. С середины XIX века все больше выходцев из германских княжеств занимает статские должности.

Важное значение в укреплении правового положения дворянства, в усилении дворянской диктатуры имела Табель о рангах, изданная 24 января 1722 г. В ней приводился перечень чинов военных: морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; а также гражданских и придворных (приложение 1). Чины, установленные для разных ведомств, подразделялись на XIV классов. Службу нужно было начинать с низших чинов.

Еще с отменой местничества (1682) личной заслуге и служебной годности дано было предпочтение перед породой и знатностью происхождения. Местничество, однако, сие жило в понятиях общества, и на практике с ним продолжали считаться. Но если прежде оно противоречило интересам государства, то теперь, сверх всего, оно резко разошлось с новым взглядом, который Петр усиленно прививал своим поданным, а именно: право на первое место и почет принадлежит тем, кто исполняет первейшую свою обязанность - ревностно служит государству. Решительный удар местничеству нанесен был Табелью о рангах (1722, 24 января). Она создала 14 классов - 14 различных чинов в военно-морской, гражданской и придворной службе, новую лестницу восхождения по заслугам. С этих пор грань между служащим и неслужащим определилась еще резче: знатность стала добываться выслугой, а не породой. Недворянин, дослужившись до офицерского чина и, следовательно, ставший потомственным дворянином, становился выше служилого человека, не получившего звания офицера. Новый порядок имел ту хорошую сторону, что, сделав выслугу доступной каждому, обновлял дворянский класс постоянно свежими силами и не допускал его замкнуться в обособленную касту.

Уравнение согласно Табели о рангах службы военной со службой гражданской привело к некоторому укреплению государственного аппарата более способными кадрами. Устанавливались сроки службы в определенном чине. Лица, дослужившиеся до чинов VIII класса, становились наследственными дворянами, чины же с XIV по IX класс давали только личное дворянство. Создавалась возможность способным выходцам из других сословий стать дворянами, что, разумеется, не подрывало классовой дворянской основы государства. Они получали, как правило, вместе с чинами и имения. Таким образом пополнялся класс дворян, интересы которого новые дворяне всемерно защищали. Вместо прежнего деления на бояр, окольничих, стольников и т.д. вводилось новое.

Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне.

В интересах господствующего класса, укрепления государственного аппарата Петр I провел ряд мероприятий, которые встретили противодействие со стороны определенной части дворянства.

Так, указы Петра I требовали прохождения дворянами военной службы, начиная с солдатского звания. Позднее, как известно, дворяне обходили это правило, записывая на службу своих малолетних детей. За уклонение от службы виновные сурово наказывались. Периодически проводились смотры, на которых дворян-недорослей распределяли в школы, записывали в службу военную и гражданскую. Посылались они для обучения и за границу. За необучение детей на родителей налагались штрафы. Запрещалось дворянину жениться без изучения начал геометрии и т.д. К таким мерам государству приходилось прибегать, чтобы поднять общий культурный уровень дворянства.

Необходимо отметить, что Анна Иоановна несколько облегчила их положение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-легнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.

Исаев И.А. отмечает, что воинские чины (их 14, как и гражданских) были предпочтительнее, чем статские и придворные; высшему воинскому разряду генерал-фельдмаршала не соответствовал никакой гражданский чин. Дослужившийся до восьмого чина причислялся к потомственному дворянству («столбовому») с правом передавать чин детям. Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством.

Для ведения делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. Была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

По Табели о рангах титул «благородие» получали все чины вплоть до обер-офицера. Все сословие было определено как «благородное» в 1754 г. и окончательно утверждено в этом звании в 1762 г. (Манифест).

С 1797 г. стал составляться общий свод дворянских гербов.

С введением 24 января 1722 года Табели о рангах принцип приоритета знатности и родовитости при занятии должностей навсегда уступал место принципу личной выслуги, что привело к упрощению системы вассалитета и превращению дворян в прямых подданных монарха. Социальная структура высшего сословия отныне выстраивалась не по коленам генеалогии родовых фамилий, а в соответствие с рангами и милостью императора, который упразднил боярское звание, собственным именем начал возводить придворных в княжеское достоинство, ввел графский и баронский титулы, упорядочил использование фамильных гербов, основал первый русский орден Святого Андрея Первозванного и распорядился «знатное дворянство по годности считать». Чин, в качестве главного показателя успешной службы и благорасположения монарха, приобретал чрезвычайную значимость, подчиняя своему влиянию все социальные сферы существования личности, включая даже повседневную жизнь и приватные человеческие отношения. Количество лошадей в экипаже, ливреи лакеев, место в церкви, приглашение на публичную ассамблею, наряды супруги и дочерей служащего дворянина и т.д. - все определялось его бюрократическим статусом. Требование «выше своего ранга почести» становилось предметом доноса и облагалось штрафом, что стимулировало уважение подданных к чиновной субординации. В то же время «честолюбие и тщеславие» в борьбе за чины всячески поощрялось повышениями по службе, наградами, титулами. В условиях низкой грамотности даже в среде дворянства Петр I вынужден был объявить получение образования также неукоснительной обязанностью и одновременно привилегией российского шляхетства. Дворянский состав высших эшелонов бюрократии и армии, определенный уровень просвещенности усиливали социальный гонор высшего сословия, которое «ради службы от подлости отлично». В то же время именно Табель о рангах давала шанс выходцам из купечества, разночинцев, посадских людей получить личное или даже потомственное дворянство, что также чрезвычайно поднимало престиж государственной службы.

Смысл обязательной повинности и одновременно привилегии дворянства связывался с основополагающими ценностями русского исторического сознания, из которых центральной был образ монарха, персонифицирующего власть, государство и его возрастающую внешнеполитическую силу.

Мурашев Г.А. отмечает, что строгая иерархия должна была способствовать укреплению дисциплины и субординации, с одной стороны, и служить стимулом, создающим условия продвижения по служебной лестнице в соответствии со способностями и заслугами перед Отечеством, с другой. Больше того, во времена Петра I существовала небывалая демократия в вопросах присвоения очередного звания. Так, архивы рас сказывают о том, что коллектив при обсуждении кандидатуры на присвоение очередного воинского звания из двух кандидатом выбрал не того, за которого выступал царь. Петр I был в негодовании и тем не менее звание присвоил именно тому, за коя выступил коллектив.

В государстве, особенно в армии, было установлено определенное количество высоких должностей, и занять их можно было только при наличии вакансии. Сегодня, вспоминая эпизод из недавнего прошлого, когда Президент одним Указом присвоил 500 полковникам звание генералов, приходится только разводить руками. Подобного тысячелетняя история не знает. Согласно «Табели о рангах», военные, гражданские и придворные чины подразделялись на 14 классов. Высшим был I класс. Воинские чины состояли из четырех разрядов: сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские. При этом в гвардии чины были на класс выше. Например, звание полковника гвардии приравнивалось званию генерала пехоты, артиллерии, позже - кавалерии.

Под чинами гражданской службы имелись в виду должности, которые были предусмотрены в государственных учреждениях, а также немногочисленные почетные звания, не связанные прямо ни с должностями, ни с определенными обязанностями. В частности речь идет о званиях тайного и действительного тайного советников.

В каждом классе необходимо было прослужить определенный минимальный срок. В низших классах - 3-4 года. При этом за особые заслуги, а также при наличии вакансии срок службы мог быть сокращен. Поскольку высших должностей всегда было гораздо меньше, чем низших, разрешалось по истечении срока присваивать очередное звание с оставлением в прежней должности. Во все времена и во всех государствах существовало понятие протежирования, когда родственнику, хорошему знакомому влиятельный человек помогал занять вышестоящую должность или добивался присвоения ему очередного звания, будь то в армии или в аппарате государственной службы. Однако во времена Петра I, Екатерины II ответственные начальники следили за тем, чтобы назначение и присвоение проводились справедливо. По этому поводу 15 февраля 1742 г. даже был принят закон, обязывающий «…производить в чины по старшинству и по заслугам». 13 января 1753 г. этот закон был обновлен и подтвержден. Видимо, ситуация с присвоением званий была не всегда нормальной, если за полтора десятка лет закон о справедливости принимался дважды. Правда, в обоих случаях делалась оговорка в том смысле, что лица, имевшие исключительные заслуги перед Отечеством, могли получить очередной чин в обход тех, кто выслужил срок. Этот закон, кстати, действует и по сей день. И сегодня, и это справедливо, за боевые заслуги офицер может получить внеочередное воинское звание, повышение в должности. Делается это, как и в далекие времена, по «высочайшему» усмотрению. Петр I столкнулся с фактом, что с введением реформ вынужден был назначать на должности лиц, не успевших выслужить срок. Но, назначая на высокую должность, он тем не менее не предоставлял тех преимуществ, которые получало лицо, выслужившее установленный срок.

Произведенные в XIV класс лица недворянского происхождения получали личное дворянство, произведенные в VIII класс - потомственное.

Постепенно сложилась система титулования. Так, лица IX-XIV классов назывались «ваше благородие», лица VI-VIII классов - «ваше высокоблагородие», лица V класса - «ваше высокородие», III-IV классов - «ваше превосходительство», I-II классов - «ваше высокопревосходительство».

Чин в России, будь то воинский, гражданский или духовный, со временем стал основой успеха. Получение очередного чина позволяло рассчитывать на продвижение по службе, получение ордена. Особенно это стало широко применимо при Павле I. Журнал «Русская старина» за 1899 г. прямо говорит, что в царствование Павла I «…все зависело от чина…». При этом не спрашивалось, что человек может сделать или что уже сделал. Главное - какой у него чин. Каков чин - таково и положение в обществе. Причем если со службы, имеется в виду гражданской, начальник мог уволить подчиненного без объяснения причины, то чин мог быть отобран только по суду.

Рассмотрим некоторые нормы, закрепленные в Табели о рангах 1722 года.

«Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским» (ст. 2).

«Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из дворян; то когда кто получит вышеписанный чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, а отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне» (ст. 15).

Таким образом, Табель о рангах закреплял строгую иерархию чинов государственной службы, которая способствовала дисциплине и организованности.

Рассмотрим наиболее подробно гражданские, придворные, воинские чины.

Введение «Табели о рангах» явилось прогрессивной мерой, создав стимул для чиновников к примерной службе и открывшей возможность для продвижения по службе выходцев из непривилегированных сословий. В целом «Табель о рангах» носила классовый характер, она способствовала укреплению феодально-крепостнического строя в России, отвечала интересам дворянства и нарождающейся в стране буржуазии. «Табель о рангах» раскрывает нам систему не только чинов, но и званий. Между ними есть разница. Чин происходит от слова «чинить» - делать. Звание присваивалось членам Свиты государя. И хотя чин и звание близки сами по себе, все-таки это не одно и то же, поэтому поговорим чуть подробнее о чинах и отдельно о званиях. Надо заметить, что «Табель о рангах» родилась не на голом месте. Петр, бывая за границей, присматривался, изучал организацию войск, особенности устройства подразделений, системы подчиненности младших старшим. К 1672 г. в Российской армии уже были введены некоторые чины для всех родов войск, а именно: полковник, подполковник (помощник полковника), капитан (командир роты), поручик (офицер для поручений, помощник капитана), прапорщик (знаменосец, от слова «прапор» знамя) и подпрапорщик (помощник прапорщика, не офицер).

Чин генерала в Российской армии впервые был присвоен в 1667 г. командиру Московского выборного полка А.А. Шепелеву. А в 1698 г. с разделением полков на батальоны появились новая должность и новый чин - командир батальона, майор. Этот чин закрепился в 1711 г. Петр I уже имел представление о чинах, их пользе в армии.

Перейдем к рассмотрению придворных чинов, закрепленных в Табели о рангах 1722 года.

Придворные чины, как военные и гражданские, подразделялись на 14 классов. Важнейшим преимуществом придворных чинов считалось что их обладатели имели возможность постоянного и тесного общения с представителями царской семьи и нередко были с ними дружеских отношениях. Они принимали участие во всех придворных церемониях, им 6 ли присвоены особые нарядные мундиры, а некоторым чинам кроме того давались специальные знаки различия. Так, обер-камергеры и мергеры получали ключи: первые из них - золотые, осыпанные бриллиантами, которые носили на боку - «на правой стороне, на шнуре золотом», вторые - золотые, носимые на андреевской голубой лек связанные бантом на левой стороне подле клапана.

Рассмотрим организацию гражданских чинов по Табелю о рангах 1722 года.

С опубликованием «Табели о рангах» от 24 января 1722 г. в гражданской службе возникли осложнения. Должностей было много, а людей, успевших к моменту присвоения чина выслужить установленные сроки, было мало. К тому же считалось, что чиновник гражданской службы должен прослужить дольше военного, что справедливо. Но как быть в ситуации, когда за счет значительного расширения гражданского ведомства понадобилось множество чиновников? И Петр I разрешил присваивать чины тем, кто их заслужил. Причем даже тем, кто до этого никакого чина не имел. Это была настоящая революция, но Петр смело пошел на нее, понимая, что в противном случае реформы затянутся на долгие годы. Он отдавал себе отчет в том, что при этом могут правдами и неправдами проскочить на высокие должности и бездарные личности. Но время требовало смелого решения, и он принял его. И надо сказать, что в основном решение оправдало себя. На чиновные должности пришли талантливые молодые руководители, которые значительно продвинули вперед в целом все государство.

Естественно, что новое дело не стояло на месте, и Петр от 7 мая 1724 г. вносит изменения в соответствующее положение о гражданской службе. Так, он предписывает тайных советников повысить до III класса, V классу повысить чин. Императрица Елизавета Указом от 23 июня 1745 г. узаконивает чины коллежского советника, надворного советника, коллежского асессора; переводит чин надворного советника из VI класса в VII; подтверждает последовательность выслуги в каждом чине. 13 сентября 1760 г. было принято решение присваивать очередные чины тем, для кого не нашлось вакансии по выслуге лет. И это было мудро. Гражданское лицо могло находиться в одной должности десятилетиями. Ходить десятки лет в самом низшем звании до старости было просто неприлично. Но получив очередной чин, человек успокаивался и продолжал так же добросовестно трудиться в прежней должности.

До Указа Екатерины II от 16 декабря 1790 г. для получения чина лицам недворянского происхождения требовалось прослужить от 10 до 12 лет. И только потом, да еще при определенных заслугах, недворянин мог получить чин XIV класса. Екатерина разрешила присваивать чин уже через три года, и в дальнейшем также через каждые три года до VIII класса включительно VIII класс, как сказано ранее, давал право на потомственное дворянство. При Павле I высокие чины присваивались по усмотрению императора. Но, разумеется, все-таки за особые заслуги. Хотя прямо скажем, что особыми заслугами могли быть подслушивание, наушничество и т.п. Но. своя рука владыка. Что хочу, то и ворочу. При Павле I, да и при Екатерине II, в дело присвоения очередного чина нередко вмешивался Сенат. Когда требовалось назначить на вышестоящую должность лицо, имевшее чин на два-три класса ниже, чем предполагала новая должность, решением Сената присваивался соответствующий чин. И получалось так, что человек, имея, к примеру, чин VIII класса, получал чин V класса. Тем не менее 2 июня 1808 г. подобной практике был положен конец. Император усмотрел в решениях Сената покушение на его монархическую власть. Но дабы не закрыть совсем продвижение талантливых руководителей вне установленных сроков, он разрешил представлять ходатайства о награждении чинами, опять же за особые заслуги, на его усмотрение.

Со временем встал вопрос о наименовании чинов. Статские чины назывались унтерштатгальтерами, экономиигальтерами, регирунгсратами, обер-директорами и им подобными. Эти чины напоминали воинские. И население охотно ими пользовалось, потому что авторитет армейского чиновника был высок во все времена. Забегая вперед, скажу, что впоследствии отдельные гражданские чиновники требовали именовать себя генералами, хотя по гражданскому ведомству они числились советниками. Например, действительным тайным советником, тайным советником, действительным статским советником. Особенно этого придерживались те, кто перешел в гражданскую службу из офицеров.

Юшков С.В. отмечает, что преобразования в рамках дворянского сословия повлияли на изменения в генеалогии и системе социального этикета. Генеалогия до 1682 г. строилась на местничестве. Вместо старых титулов (князья) вводятся новые. К сиятельным князьям и князьям добавились графы и бароны. Система социального этикета, заложенная Петром I, просуществовала в России до конца 1917 г.

Таким образом, в 1-й четверти XVIII в. сформировалась социальная опора абсолютизма, предопределившая необратимость петровских преобразований. Сформировалось единое российское дворянство - привилегированное сословие, которое качественно и количественно отличалось от служилых людей конца XVII в. (после смерти Петра 1 насчитывалось свыше 100 тыс. дворянских семей). Сформировался профессиональный офицерский корпус и чиновническая бюрократия.

Таким образом, Табель о рангах 1722 года сыграл важную роль в развитии государства и права. Необходимо отметить, что Табель о рангах устанавливал чины и классы воинские, придворные и статские. Каждый чин и класс имели свои особенности, которые отражались как на самом служащем, так и на его семье. Необходимо отметить, что правовое положение служащего зависело на прямую от класса и чина государственного служащего.

Тема дворянства и принадлежности к данной категории жителей в Российской Империи всегда считалась одной из важнейших в обществе и на законодательном уровне. В течение многих лет именно дворянство являлось опорой для власти и считалось общественной элитой, а потому статусу уделяли много внимания. Дворянское сословие регулировали всегда, однако впервые в Российской Империи вопрос был поднят Петром I . Силой закона он решил упорядочить отношения в разных жизненных сферах. Правитель издал Табель о рангах.

Вконтакте

Одноклассники

Как создавался табель о рангах (кратко)

Поскольку идеей создания был вдохновлен Петр Первый, он и принимал участие в его формировании. За основу были взяты похожие документы мировых ведущих держав: Дании, Швеции, Франции, Пруссии. После их изучения комиссия создала черновик, подписанный Императором.

Сам Петр занимался редакцией черновика , а затем передал его на рассмотрение Адмиралтейской и Военной коллегиям совместно с Сенатом. Однако, даже после правок документ сразу принят не был.

В 1722 году все-таки Император утвердил таблицу. Гражданские чины были распределены на три группы:

  • военные;
  • статские;
  • придворные.

Все они включены в 14 классов и представляли 263 должности. Позже некоторые из них оказались упраздненными, а ближе к концу 18 века и вовсе исчезли.

Табель о рангах является подробным описанием гражданских чинов. Сначала это была таблица, описывающая и делящая должности в соответствии с классами. Затем шло описание заработных плат, характера присвоения звания и его наследования. Характеристика Табеля о рангах описывает даже правила обращения к чиновникам.

Владение потомственным дворянством 14-го класса предоставляло право на получение потомственного дворянства, приобретающееся в гражданской службе при наличии восьмого класса, а 14-й (коллежский регистратор) класс предоставляет право на дворянство носителя.

Согласно изданному Манифесту 1845 года, потомственным дворянством награждались вместе с присвоением восьмого класса. Все, кто родился до получения дворянства, имели отдельную категорию – офицерские дети. Их было принято называть обер-офицерскими детьми. По ходатайству отца одному из детей предоставляли чин.

В таблице чины не просто описывали, но сравнивали друг с другом. Статский советник по правам был приравнен к бригадиру либо капитану-командору на военной службе. Остальные звания описывали аналогично, но военные всегда превосходили гражданские. При этом военное лицо быстрее поднималось по карьерной лестнице.

В дальнейшем Табель о рангах претерпел изменения. В 1856 году правитель Александр II ограничил право получения дворянство полковничьим чином на 6-м классе, а гражданские лица – на 4-м классе.

Как видите, Табель о рангах постоянно претерпевал изменения в Российской Империи. Ряд гражданских чинов обособили, независимо от обязанностей представителей.

Какие названия упразднили?

После учреждения документа такие названия, как коллежский секретарь, асессор, советник и статский советник сначала имели значение должности, исполняющие членами совета. Они обладали решающим голосом при голосовании. Председатель надворного суда носил название надворного советника.

Все перечисленные должности упразднили в 1726 году, а вот наименование званий оставалось до 1917 года. Знаменитый Табель о рангах и его значение для служащих сложно переоценить, поскольку он позволил людям из низших сословий получить дворянство, если у них есть талант.

Принципы разделения чинов

Звания делили на:

  • штаб-офицерские;
  • обер-офицерские;
  • генеральские.

Отдельно выделялись первые две категории, относящиеся к высшему генералитету. К ним обращались по-своему.

Отдельно выделялись первые пять классов чинов , поскольку эти категории не причисляли ни к офицерским, ни к генеральским. Обращаться к таким людям следовало: «Ваше высокородие».

Принятые чины выдавали строго мужчинам, а их жены поступали в ранг своих мужей. Незамужние девушки носили ранг, на один ниже своего отца. Существовало и такое правило: за требование почестей и места более своего чина на официальном собрании и публичном торжестве – наложение штрафа (2-месячное жалование этого человека), при этом его 2/3 отдавали доносителю. Аналогичное наказание было для того, кто уступил ранг лицу, низшему по классу.

Чины, предпочитаемые Петром

Поскольку Правитель Российской Империи предпочитал военных, он не желал устанавливать чины первого класса для гражданских лиц. Однако, после уговоров Остермана для поддержки дипломатического престижа ранг канцлера приравнен к первому классу. Ранг тайного советника первого класса создали впоследствии.

Среди прочих предпочтений Петра можно выделить и то, что в армии вместе с чином 14 класса назначали дворянство, а при гражданском виде службы только вместе со званием асессора. С 1856 года для получения этого же звания требовалось иметь ранг генерала (статский советник). Достаточно показательным считается низкий ранг президента статской коллегии, который по европейским меркам считается министром. Позже, министрам Российской империи давали ранг тайного и действительного тайного советника.

Как документ повлиял на общество и дворянство

Принятие Табели о рангах формально не упразднило древних чинов, однако, они прекратили свое существование. Он оказал огромное влияние на историческую судьбу дворянства и распорядок службы. Регулирующим фактором для изменения служебного положения являлись личные заслуги.

Главное историческое значение Табеля о рангах заключается в утрате породы «отеческая честь» в отношении продвижения по службе. Также военная служба была обособлена от гражданской и придворной. Это оказало влияние на процесс демократизации дворянства. Когда его закрепили, создали разделение класса по группам: личные и поместные. Обладая чином низшего военного класса, человек мог приобретать дворянство для всех своих потомков.

«Говорящие» фамилии

В России не было принято пользоваться дворянскими титулами. Особых частиц-приставок к фамилиям тоже не существовало. Несмотря на это, инициалы человека порой содержали в себе принадлежность к дворянству.

Отчество возникло на Руси только в 16 веке и тогда воспринималось в качестве награды, а потому не всякий мог им воспользоваться. Лишь государю было разрешено указывать, кому писать окончание «-вич». в 1697 году Петр Первый разрешил пользоваться отчеством Якову Федоровичу Долгорукову. Во времена Екатерины Первой составили список людей, отражающихся в документах Правительства с отчеством.

Фамилии возникли тоже на сразу и не у каждого. Князьям добавляли фамилии в 15 — 16 веках, а к началу 18 столетия фамилии были уже у каждого дворянина. обычно, их создавали по фамилии отца и наименования владения. В принципе, методов образования фамилий дворянского рода было много. Отдельную категорию составили фамилии княжеских древних родов, произошедших от Рюрика. До окончания 19 столетия таковых сохранилось пять:

  1. Елецкие.
  2. Мосальские.
  3. Звенигородские.
  4. Вяземские.
  5. Ростовские.

Фамилии назначались случайным образом и не вводились законом. Если возникали сомнения при выборе фамилии, выбирали двойные, которые актуальны по сей день.

Значение документа

Принятый документ был призван упорядочить и систематизировать государственную службу, а также сделать понятным присвоение чинов. После появления этого Табеля государственная служба стала более прозрачной. В нем описывали созданные старорусские звания, которые перестали давать в дальнейшем. Это означало, что держава была освобождена от порядков и устройства Московской Руси и стала на новый путь правления.

Ключевое значение Табеля о рангах заключается в том, что шансов на получение титула и продвижение по служебной лестнице стало намного больше, и они были независимы от уровня знатности рода. Такое изменение привело к тому, что личная заслуга и успехи значили больше, чем родительские почести. Теперь дворянским титулом способен обладать и простолюдин, а само дворянство делилось на личное и знатное.

Документ, утвержденный Петром Первым , разделил службу на гражданскую, придворную и военную, а этого ранее не было.

Сегодня тоже существует похожий документ. Там представлено в форме таблицы соотношение чинов государственной федеральной гражданской службы, званий членов юстиции и военных, а также прокурорских работников.

Табель о рангах (петровский Табель о рангах) - документ, регулирующий порядок несения государственной и военной службы в Российской империи.

Табель о рангах был утвержден 24 января 1722 г. самим императором и просуществовал до ноября 1917 г., а на некоторых территориях и вплоть до 1922 г. За время своего существования документ постоянно пополнялся и корректировался в соответствии с реалиями времени.

Основная идея Табеля о рангах состояла в том, чтобы создать документ, который бы содержал в себе единую упорядоченную систему чинов, существующих в государстве. Чины были классифицированы, описаны и систематизированы в соответствии с рангами (по старшинству).

История создания Табеля о рангах Российской империи

Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру Великому, который принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании). На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к императору. Петр лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. В документ были внесены определенные правки, но при итоговом рассмотрении Петр 1-й их не принял.

Содержание Табеля о рангах царской России

Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

Все чины делились на три типа: придворные, военные и статские - и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.

Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими, а люди, занимающие эти должности, - больше шансов подняться по карьерной лестнице.

Документ также описывал придворные чины, которые давались не только мужчинам, но и женщинам.

Значение Табеля о рангах

Документ был создан для того, чтобы систематизировать и упорядочить государственную службу и сделать присвоение чинов и званий более простым и понятным.

Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В нем были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядков Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Главное значение Табеля о рангах 1722 г. состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службе больше не зависели исключительно от знатности рода. Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси. Теперь добиться успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели возможность в дальнейшем получить дворянский титул, особенно это касалось военной службы. Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто дослужился до дворянского титула).

Табель о рангах Петра 1-го окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего раньше не было.

В современной России существует аналогичный документ. В нем представлена таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских званий, членов юстиции и прокурорских работников.

24.01.1722 (6.02). - Петр I утвердил "Табель о рангах" - роспись военных и гражданских чинов Российской Империи

Обсуждение: 8 комментариев

    Как в СССР, так и в нынешней РФ построение государственной власти жиждется на основе введенной системе Петра 1 (табеля о рангах). Эта система сама по себе очень пагубна и анти государственная, чем естественно и пользуются время от времени враги России! Главенствующий принцип управления нашим обществом, это чинопочитание, то есть достаточно поставить на самый верх иерархической власти "своего человека" и можно вытворять все что угодно. Этим изъяном выгодно пользуются иудеи, проникая во властные структуры в управленческий аппарат. До иудеев были немцы, и где они теперь?

    Похоже, или при переписыванiи изъ оригинала вкрались ошибки, или же оригиналъ составлялъ не очень сведущiй человекъ.
    1. "Преподобно" только черное духовенство
    2. Дьяконъ не можетъ быть "балгословенiемъ", т.к. не никого не благословляетъ. Дьяконъ - "Ваше благовестiе", протодьяконъ и архидьяконъ - "Ваше высокоблаговестiе"
    и т.д.

    Благодарим чтеца Михаила, исправления внесены. Ошибки содержались в указанном источнике - "Имперском курьере".

    Скажите пожалуйста, а для чего Петру 1 был необходим табель о рангах?

    В статье: " ... а чины до XIV и VII классов давали только личное дворянство". Несуразица в тексте, т. к. чинов до XIV класса НЕ БЫЛО.
    В XIX-нач.XX вв. в казачьих войсках были чины генерал-майора,генерал-лейтенанта, генерала от кавалерии (генералы от кавалерии М.И. Платов и П.Н. Краснов и т.д.).

    Несуразица только в предлоге "до", который я убрал. По сути же правильно. В Википедии читаем то же самое: "Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право на личное дворянство)".

    В представленной табели о рангах,отсутствует указание военного и морского звания в классе 5м.Хочу уточнить.В18м веке воинское звание 5го класса было Бригадир.Морское - капитан-командор. Придворное - до 1884г. -камер-фурьер,а с 1884г - церемониймейстер. Помните у Пушкина:"Смиренный грешник Дмитрий Ларин,Господний раб и бригадир, под камнем сим вкушает мир". В последствии это звание было упразднено.Если редактора не затруднит, тогда прошу внести поправку в класс 5й.

законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издана Петром I в 1722. Устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й - высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после Октябрьской революции 1917 (см. Приложения).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками, издан 24 января 1722 г. правительством Петра I. По Т. о р. все должности были разбиты на 3 ряда: сухопутные и морские воинские, штатские и придворные, в каждом из которых было 14 рангов или классов. Высшими (I класс) в них были соответственно должности генерал-фельдмаршала, генерал-адмирала и канцлера, низшими (XIV класс) – фендрика, мичмана и коллежского регистратора. Вместо родовитости при назначении на государственную службу, а также при дальнейшем продвижении чиновника, вводился бюрократический принцип выслуга и последовательное восхождение по служебной лестнице, чем должно было обеспечиваться замещение всех вакансий и приобретение необходимых навыков. Всякий, кто занимал классную должность в гражданской службе приравнивался к офицеру и назывался чиновником (в отличие от неимевших чина – «канцелярских служителей»). Все назначения по гражданской службе (кроме первых 5 классов) возлагались на Сенат (его первый департамент), а подготовку и оформление их должна была осуществлять Герольдмейстерская контора Сената (см. Герольдия, Чиновничество).

Все чиновники, чьи должности вошли в Т. о р., получали дворянство. Первоначально XIV класс давал право личного, а VIII (для военных XII) – потомственного дворянства. Закон 9 декабря 1856 г. установил получение личного дворянства с IX класса, потомственного – с IV класса для гражданских чинов, а с VI – для военных. Т. о р. открывала «путь наверх» выходцам из непривилегированных сословий, создавая стимул для службы чиновников.

Введением Т. о р. Петр I стремился упорядочить всю систему государственной службы и обеспечить постоянный приток кадров. За дворянами закреплялись высшие чины Т. о р. Т. о р. увеличила служебное бремя для представителей дворянского сословия, дополнив его обязанностью учится. Т. о р. упразднена в 1917 г.

Классы для военных, гражданских и придворных чинов:

I. Генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал. Канцлер, действительный тайный советник I класса.

II, Генерал-аншеф, генерал от инфантерии, генерал от кавалерии, генерал от артиллерии, инженер-генерал, адмирал.

Действительный тайный советник.

Обер-камергер, обер-гофмаршал, обер-шталмейстер, обер-егермейстер, обер-шенк, обер-церемониймейстер.

III. Генерал-поручик (до 1799 г.), генерал-лейтенант.

Тайный советник.

Гофмаршал, шталмейстер, гофмейстер, егермейстер.

IV. Генерал-майор, контр-адмирал. Действительный статский советник.

V. Бригадир (до 1799 г.), капитан-командор. Статский советник. Церемонимейстер.

VI. Полковник, капитан I ранга. Коллежский советник. Камер-фурьер.

VII. Подполковник, войсковой старшина, капитан II ранга.

Надворный советник.

VIII. Премьер-майор, секунд-майор (до 1799 г.), майор (до 1884 г.), капитан, ротмистр, есаул (с 1884 г.), капитан Ш ранга.

Коллежский асессор.

IX. Капитан, ротмистр, есаул (до 1884 г.), штабс-капитан, штаб-ротмистр, подъесаул, капитан-лейтенант, старший лейтенант.

Титулярный советник.

X–XI. Капитан-поручик (до 1799 г.), поручик, сотник, лейтенант, мичман. Коллежский секретарь.

XII. Подпоручик, корнет, хорунжий, мичман. Губернский секретарь.

XIII. Прапорщик, мичман. Сенатский регистратор, провинциальный секретарь.

XIV. Фендрик (XVIII в.), мичман (XVIII в.). Коллежский регистратор.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Статьи по теме