Почему свобода не может быть абсолютной. Границы свободы. Свобода личности и необходимость в обществе. Определение. Пути решения проблемы Возможна ли полная свобода личности от общества

Может ли человек вообще быть свободным в обществе? Может, но ровно на столько, в какой мере он возлагает на себя ответственность. Например, человек может убить прохожего? Может – физически ничто ему не мешает, он свободен. Но после злодеяния он будет наказан, согласно нанесённому вреду, и понесёт ответственность. Плюс моральные нормы держат человека в узде. Это и есть свобода в нормальном понимании её смысла. А если же человек, по своему желанию, убил прохожего, и не понёс за это никакой ответственности, то это - извращённая свобода, вакханалия преступности, путь упадка и вырождения общества.

На этом примере хорошо видна разница между настоящей свободой, и свободой творить преступления. Именно такая подмена понятий превращает свободу в разрушительное, разлагающее оружие против общества и государства.

Люди – социальные существа, и все в обществе зависят от всех. Всё, что окружает нас – кормит, согревает, развлекает – создано руками людей. В обществе человек не может быть абстрактно свободен в силу полной, абсолютной зависимости всех людей друг от друга. Вещи, дома, деньги – их можно потерять, уничтожить. Но если будут люди, общество, то всё можно восстановить. А без людей эти потери становятся невосполнимыми. Поэтому, человек, люди являются друг для друга наивысшей ценностью .

Свобода брать на себя ответственность, свобода созидать – это настоящая свобода. Свобода разбить лампочку в подъезде, или вкрутить новую, чтобы стало светло – вот две противоположные свободы.

Всех поборников свободы всегда нужно спрашивать: «Вы добиваетесь свободы «от чего-то» или «для чего-то»?» Если эта «свобода» ОТ долга перед обществом, ОТ обязанностей, ОТ морали – это лик страшного оружия , целью которого является наше благополучие, наш покой, наша уверенность в будущем, наше развитие. Необузданные сексуальные свободы; «моя хата с краю»; свобода слова, понимаемая как свобода лгать; «государство само по себе, а мы сами по себе»; свобода от брака; «это твои проблемы»; свобода от рождения и воспитания детей; навязчивая свобода сексуальной ориентации; «деньги не пахнут» – вот примеры «дубин», сокрушающих души, нравственность и ответственность людей перед обществом, а за ними и само общество. Под видом борьбы за свободы. А на поверку оказываются либо разлагающей враждебной пропагандой, либо способом достижения корыстных целей за счёт других, технологиями захвата власти.

Такой извращённой «свободе» необходимо препятствовать всеми доступными способами. Призывы к такой «свободе» – яд, отрава для общества, вещи, ведущие к изменениям, которые негативно сказываются на всех. Революция и развал СССР, принесшие неисчислимые разрушения и страдания, современная чума глобализации – результаты пропаганды той самой, извращённой свободы.

Пора освободиться от мифа, от вредной иллюзии «свободы», как абстрактной субстанции. В обществе не существует абстрактной свободы – в обществе все зависят от всех!

Настоящая, созидательная, позитивная свобода – это свобода только ради «чего-то». Свобода получать знания, свобода выбирать профессию, свобода развития, личностного роста, созидания, создания семьи, рождения и воспитания детей... То есть, настоящая свобода проявляется как ответственность перед собой и обществом. Только такая свобода действительно освобождает дух, позволяя взлетать ему до невиданных высот.

Поэтому, будьте очень-очень разборчивы, когда слышите слово «свобода». Воплощайте в жизнь только Свободу созидания! Ответственную свободу! Вкрутить лампочку в тёмном подъезде, выкинуть обёртку в урну, приструнить малышей за мелкие пакости, постоянно чему-то учиться, расти над собой, замечать происходящее вокруг, здесь и сейчас – такая, настоящая, свобода уже и всегда есть у каждого. Давайте же ею пользоваться в полной мере, на благо друг друга!

Индийскому революционеру Махатме Ганди принадлежат следующие слова: «Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают».

Делить людей на сильных и слабых может показаться неуместным. Ведь невозможно точно определить, в чём заключается критерий оценки. Однако есть одно предположение.

Слабый человек - тот, который не способен быть . Он полон страхов, избегает ответственности и живёт ошибками прошлого. Сильному это не свойственно. Он хочет только одного - наполнять жизнь счастьем для себя и близких.

У этих двух групп мало общего, но много отличий. Большинство из них заключается в отношении к жизни и поступках, на которые не способна слабая личность. Об этом я и расскажу сегодня.

1. Извинение

Просить прощения неловко. Когда мы это делаем, приходится признавать свою неправоту, а это бьёт по самолюбию. Но те, у кого всё-таки , обретают спокойствие и силу духа. И вот почему.

Боль, которую причиняет человек, не исчезает бесследно. Это верно для обеих сторон, хоть слабые люди и уверены в обратном. Они цепляют за живое, уходят, но начинают страдать от неврозов: «Почему я так поступил? Почему ничего не исправил?» И в итоге мучаются больше тех, кого обидели.

Не бойтесь просить прощения.

Это делает нас человечнее в глазах других и приносит обоюдное спокойствие. Но не стоит торопиться с поисками тех, перед кем вы провинились. Для начала достаточно прямо признаться себе, что в чём-то вы могли оказаться неправы.

2. Просьба о помощи

Просить о помощи так же трудно, как и извиняться. Эти пункты неразрывно связаны. Просьба вынуждает человека признать, что он не знает, как справиться с проблемой. Однако, если мы поступили неправильно, стоит попросить помощи у тех, кто может нас направить.

Всё дело в том, к кому обратиться с вопросом. Если хотите получить прагматичный совет - обратитесь к профессионалу. Но если вас просто беспокоят сомнения, поговорите с близким человеком, который выслушает вашу историю. Возможно, вместе вы найдёте .

Просить о помощи - значит не бояться своих недостатков. Поэтому, если не знаете как поступить, - спросите. Не обязательно следовать каждому совету, достаточно посмотреть на проблему чужими глазами.

3. Оптимизм

«Серые дороги, серое небо, серые лица» - так мои знакомые описывают городские пейзажи. И нечасто там встречаются люди с искренней улыбкой - просто потому, что они хотят сделать приятное окружающим, а не потому, что получили зарплату.

Оптимизм даётся нелегко. Именно поэтому придерживаются такого взгляда на жизнь только сильные люди.

Их секрет в опорах хорошего настроения: мыслях, предметах, людях, которые в любую секунду могут поднять боевой дух. Чтобы создать такие опоры, стоит регулярно задаваться вопросом: «Что делает меня счастливым?»

А чтобы эти опоры не смыло волной уныния, нужно поменьше обращаться к главным источникам всех беспокойств - прошлому и будущему. Ведь и то, и другое - это всего лишь мысли в настоящем. Значит, если искать источник вдохновения в , прошлое и будущее всегда будут счастливыми.

К сожалению, это не гарантирует, что вы больше не будете страдать. Но в этом главное отличие сильной личности от слабой: у сильной надежда есть всегда.

4. Искренность

«По профессии я пожарный, и я боюсь, что придёт день, когда я не буду таким храбрым, как должен».

Вы удивитесь, когда узнаете, как много проблем можно избежать, если вовремя решиться быть искренним.

5. Свобода и ответственность

Вот что Константин Райкин сказал однажды о свободе:

«Свобода внешняя подразумевает очень много „нельзя“ внутри: нельзя воровать, нельзя хамить. И не потому, что кто-то запретил, а потому, что ты сам так решил».

Быть свободным может только сильная личность, потому что свобода подразумевает и обязательства. Вам нужно постоянно напоминать себе о том, что вы можете или не можете делать. Согласен, это парадоксально, но можно ли быть свободным, например, от гражданской или родительской ответственности?

Если вы хотите быть свободным, решите, каким обязательствам следуете, каковы ваши принципы, ценности, которых вы придерживаетесь. Слабые личности не делают этого, они поддаются влиянию внешнего мира и называют свободой то, что выбрали за них.

Другими словами, чтобы стать свободным, нужно подчиняться своим ценностям.

В заключение

У качеств и действий, которые я перечислил, есть общая черта - их приобретение или совершение требует усилий. Чтобы извиниться, нужно перебороть своё эго. Чтобы сохранять оптимизм - противостоять внешним раздражителям. Чтобы быть свободным - строго следовать своим убеждениям.

Это подтверждает мысль о том, что всё стоящее в жизни мы получаем не просто так. Ради этого приходится бороться и чем-то жертвовать. Но если вы готовы работать над собой, результат не заставит себя ждать.

  • 7. Философское учение Аристотеля
  • 8. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии
  • 9. Фома Аквинский и его учение о гармонии и вере разума
  • 10. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения
  • 11. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона
  • 12. Рационализм р. Декарта. «Рассуждение о методе»
  • 13. Гоббс и Локк о государстве и естественных правах человека
  • 14. Основные идеи Просвещения XVII века
  • 15. Этическое учение и. Канта
  • 16. Объективный идеализм г. Гегеля
  • 17. Антропологический материализм л. Фейербаха
  • 18. Философская герменевтика (Гадамер, Рикёр)
  • 19. Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли
  • 20. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии
  • 21. Специфика русской философской мысли
  • 22. Философия русского космизма
  • 23. Проблема сознательного и бессознательного в философии фрейдизма и неофрейдизма
  • 24. Основные черты философии экзистенциализма
  • 25. Проблема человека и смысла жизни в европейской философии XX века
  • 26. Философская концепция бытия. Основные формы бытия и соотношение
  • 27. Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи
  • 28. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени
  • 29. Сознание как высшая форма отражения. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание
  • 30. Мышление и язык. Роль языка в познание
  • 31. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития
  • 32. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта основные гносеологические операции. Социокультурная природа познания
  • 33. Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании
  • 34. Специфика и основные формы рационального познания. Два типы мышления – рассудок и разум. Понятие интуиции
  • 35. Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания
  • 36. Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и вненанучное (обыденное, художественное, религиозное). Вера и знание
  • 37. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
  • 38. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика
  • 39. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития
  • 40. Понятие общества. Специфика социального познания
  • 41. Социальная сфера жизни общества, ее структура
  • 42. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности
  • 43. Материально-производительная сфера общества, ее структура. Собственность как основа экономической сферы бытия
  • 44. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения
  • 45. Общество и глобальные проблемы XX века
  • 46. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия
  • 47. Культура и цивилизация. Перспективы развития на рубеже тысячелетия
  • 48. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре
  • 42. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности

    Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Проблемы свободы и ответственности личности. Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

    В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

    Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи

    принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

    Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем.Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

    В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с

    интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать

    интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

    В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне

    международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

    Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на

    данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

    Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

    человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к

    самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

    ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

    Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.

    Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

    Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.

    В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

    Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

    Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

    Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

    Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

    Социализация личности

    Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты

    Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом..1. Характеристика подросткового возраста как этап развития личности.

    Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

    Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен¬ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

    Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. 2.2 Формирование у подростков познавательного отношения к окружающему.

    Останавливаюсь более подробно на характеристике особенностей процесса усвоения знаний в средних классах школы, так как это имеет значение не только для развития мышления подростков и их познавательных интересов, но и для формирования их личности в целом. Обучение в школе всегда происходит на основе уже имеющихся у ребенка знаний, которые он приобрел в процессе своего жизненного опыта. При этом знания ребенка, полученные им до обучения, не являются простой суммой впечатлений, образов, представлений и понятий. Они составляют некоторое содержательное целое, внутренне связанное с характерными для данного возраста способами мышления ребенка, с особенностями его отношения к действительности, с его личностью в целом.

    Из всего сказанного следует, что усвоение знаний в школе не сводится к количественному накоплению, расширению и углублению того, что ребенок знал до обучения. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского мышления. В результате у детей появляются новые особенности личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действительности, к практике и к самим знаниям..3 Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте.

    Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал у подростка-это не только знаемая им объективная этическая категория, это-эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.

    В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

    Для каждого человека предельно важно ощущать себя свободным и независимым от внешних обстоятельств и от других людей. Однако совсем непросто разобраться с тем, существует ли истинная свобода, или все наши действия обусловлены необходимостью.

    Свобода и необходимость. Понятия и категории

    Многие считают, что свобода - это возможность всегда поступать и действовать так, как захочется, следовать своим желаниям и не зависеть от чужого мнения. Однако такой подход к определению свободы в реальной жизни привел бы к произволу и ущемлению прав других людей. Именно поэтому в философии выделяется понятие необходимости.

    Необходимость - это некоторые жизненные обстоятельства, которые сдерживают свободу и заставляют человека поступать согласно здравому смыслу и принятым в обществе нормам. Необходимость иногда противоречит нашим желаниям, тем не менее, задумываясь о последствиях своих действий, мы вынуждены ограничить свою свободу. Свобода и необходимость в человеческой деятельности - это категории философии, связь между которыми является предметом спора многих ученых.

    Существует ли абсолютная свобода

    Полная свобода подразумевает совершать абсолютно все, что ему захочется, независимо от того, причинят ли его поступки кому-либо вред и неудобства. Если бы все могли действовать согласно своим желаниям, не задумываясь о последствиях для других людей, в мире воцарился бы полный хаос. К примеру, если человеку захотелось иметь такой же телефон, как у коллеги, обладая полной свободой, он мог бы просто подойти и отнять его.

    Именно поэтому обществом созданы определенные правила и нормы, ограничивающие вседозволенность. В современном мире регулируется, прежде всего, законом. Существуют и другие нормы, влияющие на поведение людей, например, этикет и субординация. Подобное действий дает человеку уверенность в том, что его права не будут ущемлены другими.

    Связь свободы и необходимости

    В философии с давних пор идут споры о том, как связаны между собой свобода и необходимость в Противоречат ли эти понятия друг другу или, наоборот, являются неразделимыми.

    Свобода и необходимость в человеческой деятельности рассматриваются некоторыми учеными как взаимоисключающие друг друга понятия. С точки зрения приверженцев теории идеализма, свобода может существовать только в условиях, в которых она никем и ничем не ограничена. По их мнению, любые запреты делают для человека невозможным осознание и оценивание нравственных последствий его поступков.

    Сторонники механического детерминизма, напротив, считают, что все события и действия в жизни человека обусловлены внешней необходимостью. Они полностью отрицают существование свободы воли и определяют необходимость как абсолютное и объективное понятие. По их мнению, все поступки, совершаемые людьми, не зависят от их желаний и заведомо предопределены.

    Научный подход

    С позиции научного подхода свобода и необходимость в человеческой деятельности тесным образом взаимосвязаны. Свобода определяется как познанная необходимость. Человек не в состоянии повлиять на объективные условия своей деятельности, однако при этом он может выбрать цель и средства ее достижения. Таким образом, свобода в деятельности человека представляет собой возможность сделать осознанный выбор. То есть принять то или иное решение.

    Свобода и необходимость в человеческой деятельности не могут существовать друг без друга. В нашей жизни свобода проявляется как постоянная свобода выбора, необходимость же присутствует в качестве объективных обстоятельств, в которых человек вынужден действовать.

    в повседневной жизни

    Каждый день человеку предоставляется возможность выбирать. Практически каждую минуту мы принимаем решения в пользу того или иного варианта: встать утром пораньше или подольше поспать, съесть на завтрак что-то сытное или попить чай, идти на работу пешком или доехать на машине. Внешние обстоятельства при этом на наш выбор никак не влияют - человек руководствуется исключительно личными убеждениями и предпочтениями.

    Свобода - это всегда относительное понятие. В зависимости от конкретных условий человек может обладать свободой или лишиться ее. Степень проявления также всегда различна. В одних обстоятельствах человек может выбирать цели и средства их достижения, в других - свобода заключается лишь в выборе способа приспособиться к действительности.

    Связь с прогрессом

    В древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы.

    По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей.

    Каждый человек должен быть независим не только от окружающих его людей, но и от высших органов власти. Свобода личности обеспечивается действующей Конституцией, а также нормами других законодательных актов.

    Конечно же, мы во многом зависим друг от друга и от того государства, в котором живем, однако, никто не может указывать нам, что делать и как поступать в тех или иных ситуациях. Наш выбор - это наш выбор. За нас его делать никто не должен.

    Свобода человека - это то, чем нужно дорожить и охранять, несмотря на то, что творится вокруг. Почему? Да потому, что это основа благополучия. Свобода личности неоспорима. Мы сами выбираем то, к чему стремиться, чем заниматься, какие книги читать и так далее. Сегодня запрещено даже навязывание религиозных взглядов людям.

    Свобода является продуктом общественного развития. Измерить ее, в принципе, невозможно, но сказать, есть ли она, все-таки можно. Она бывает не только внешней, но и внутренней. Последняя зависит не от законов и от того, как они соблюдаются, а от того, как человек относится к жизни, как он ощущает действительность.

    Свобода личности - это не только мнимая, но и реальная неприкосновенность. Как уже было сказано выше, измерить ее просто-напросто невозможно. Человеку может длительное время казаться, что он живет совершенно независимо, но в один прекрасный миг он заметит, что ущемлен государством или другими людьми. Какая разница, что говорится в законах, если их нормы никто не выполняет?

    Вообще же является неприкосновенным. Возможность обращаться в суд каждый раз, когда были нарушены те или иные наши права, на самом деле многого стоит. Мы вправе пользоваться принадлежащим нам имуществом по собственному усмотрению, исповедовать ту религию, которая нам нравится (можно и не исповедовать никакой вовсе), можно пользоваться всем тем, что полагается нам по праву. Что здесь важно? В первую очередь то, чтобы мы, реализуя свои права и свободы, никак не ущемляли права и свободы других людей. Великий мыслитель сказал, что свобода одного человека заканчивается в том самом месте, где начинается свобода другого.

    Да, законы должны ограничивать нас во многом, так как без существующих запретов, за которые предусмотрены санкции, люди стали бы ущемлять права и интересы друг друга так, как только могут. Без запретов все вокруг быстро бы превратилось в хаос. Законы должны быть справедливыми и продуманными. Они должны создаваться для обеспечения выгодных условий всех людей, а не каких-то конкретных слоев или групп. Цели, которые лежат в их основе, должны быть гуманными.

    Свобода личности позволяет человеку жить именно так, как он хочет. Каждый самостоятельно решает, стоит ли стремиться к высотам или просто спокойно существовать, не претендуя на что-то великое, значимое, большое. Навязывать свое мнение нельзя, да и стоит ли это делать вообще? Пусть каждый сам выбирает то, как ему жить. Да, вмешиваться в чужие дела не стоит.

    Свобода личности в правовом государстве имеет непосредственную связь с возможностью выражения Можно ли говорить то, что считаешь правильным? Здесь все сложно. Люди, которые пытались выступать против действующего правительства, наверняка на себе ощутили то, что свобода слова в нашей стране не так ужи и соблюдается: она и есть, и ее нет одновременно. Нам любят закрывать рот, утаивать от нас информацию, пропагандировать то, что считают нужным. Люди, стоящие у власти в нашей стране, не так уж и часто задумываются о том, личности. Будет ли это когда-нибудь исправлено, изменено, уничтожено? Неизвестно. Слишком много вокруг мнимых свобод, которые современные люди, к сожалению, воспринимают как значимые.



    Статьи по теме