Закон как ограничитель свободы. Социальная стратификация и социальная мобильность. Типы общественной власти. Свобода человека. Реальность внутреннего порабощения

Свобода — великая ценность человека. Только в свободном выборе может состояться личность. Всегда ли мы правильно понимаем свободу, всегда ли свобода сопряжена с чувством внутреннего удовлетворения и выполненного долга? Ликует ли наша душа от свободы, которая уводит нас от самих себя? Нужна ли такая свобода человеку?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, из многозначности понимания категории «свобода» необходимо выделить один, единственно верный смысл. Не вдаваясь в подробности различия значения слова (общепринятое понимание) и его смысла (личностное понимание, которое может отличаться от общепринятого), нужно сказать, что главной задачей уяснения понятия «свобода» является выделение из множества смыслов единственно верного.

Как его найти? Критерием верности-неверности является проверка соответствия категории «свобода» смыслу жизни и задачам личностного развития, что конституируется в вопросе: зачем нужна свобода? Категория свободы, рассмотренная вне контекста смысла жизни и понимаемая в рамках абсолютной, безусловной величины, как и любая философская или психологическая категория, служит другим, не соответствующим смыслу жизни целям. Если свобода как добродетель не служит главной цели жизни, то она непременно служит её противоположности. Тогда основным стремлением к достижению свободы является свобода ради свободы или ради собственных выгод, интересов, амбиций. «Свобода не абсолютна по ценности, она требует её органического сочетания с правдой. Лишь единство свободы и правды обеспечивает полноту идеала» (С. А. Левицкий).

КАК МЫ ПОНИМАЕМ СВОБОДУ?

Для выяснения единственно верного понимания свободы проследим путь и последствия разных представлений об этом феномене.

Наиболее распространённое понимание свободы, вполне соответствующее юношескому и даже подростковому возрасту, состоит в понимании свободы как возможности делать, что хочется. Понятно, что путь удовлетворения желаний вряд ли соответствует задачам личностного роста. Тем более что желания бывают разные. Удовлетворение желаний ставит свободу на службу как высоких стремлений, так и примитивных вожделений.

Может ли свобода, понимаемая как возможность делать всё, что хочется, сделать личность свободной? Отнюдь нет. Мало того, так понимаемая свобода, напротив, приводит к зависимости от собственных желаний, последствия которой можно проследить в различных отклонениях, именуемых грехом или страстями. Страсти — это путы, связывающие человека, не дающие ему быть свободным, хотя при этом извращённый (отвращённый от истины) разум понимает их как проявление свободы. Свободы алкоголизации, наркотизации, криминализации, различных пристрастий — к компьютеру, играм, еде и т. п. Понимают свободу как удовлетворение любых своих желаний те, кто хочет воспользоваться этим даром безумно и безответственно.

Свобода всегда имманентно сопряжена с ответственностью. Это её основное свойство. Понимаемая как возможность делать то, что хочется, она исключает ответственность, что приводит к разным последствиям. О неправильном понимании свободы профессор А. И. Осипов говорит, что смещение акцентов с духовной свободы на внешнюю пагубно для человека. Свобода принесёт вред людям нравственно нездоровым, не умеющим ею пользоваться, а также их окружающим. Если дать внешнюю свободу человеку неустойчивому, не сформированному, то она его развратит, приведёт к произволу.

ВЛАСТЬ СВОБОДЫ

Другое понимание свободы сводится к возможности управления, владения, например, природными закономерностями, другими людьми, а также к возможности подчинения их себе.

Свобода всегда ограничена рамками, неподвластными человеку на всех уровнях: телесном, культурном, семейно-личностном, духовном (у каждого человека свои возможности). Принуждение этих ограничений «работать» на себя является иллюзией современного человека, который не хочет считаться с рамками своей ограниченности. К чему приводят установка и действия по преобразованию и использованию природы в собственных интересах, без учёта последствий для окружающей среды и другого человека, мы знаем, — мы живём в это время, время экологического и духовного кризиса. Возможность человека подчинять своей воле и своим хотениям, управлять, покорять себе природные, культурные и телесные закономерности является манипулятивным подходом к тому, что ограничивает человеческие желания.

Способность владеть ситуацией имеет позитивный смысл только тогда, когда она даёт возможность личности подняться над ситуацией, что означает подняться от низшего к высшему, от злого к доброму, от худшего к лучшему. Всё это предполагает борьбу человека со своим внутренним злом. Только на этом основании способность господствовать над ситуацией имеет положительный смысл и является основным критерием зрелой личности. Так понимаемая духовная свобода вполне соответствует задаче личностного развития, говоря языком психологии, задаче формирования иерархии мотивов как преобладания высших мотивов над низшими. Это благодатное господство. По этому поводу И. А. Ильин говорит: «Освободить себя… значит стать господином своих страстей » (выделено И. А. Ильиным — И. К. ).Свобода должна спасать. Если она не спасает, то она губит.

СВОБОДА ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ

Существуют два вида свободы: внешняя и внутренняя (духовная). Внешняя свобода, или свобода секулярная, — это права человека, демократия и т. п. Этим видом свободы занимаются социология, политика и т. д. Другой вид свободы — свобода духовная. Сущность духовной свободы состоит в независимости от собственных страстей и пороков.

Современный человек понимает свободу внешне, в узкоутилитарном смысле, сущность духовной свободы им игнорируется, следовательно, им игнорируется его же собственная личность, которая может получить свободу на совершенно других основаниях. Каков же истинный смысл свободы, ведущий к становлению личности, если под становлением личности понимать её возвышение и преображение?

Основной смысл дара свободы заключён в вопросах: «С кем ты хочешь быть? Кому ты хочешь служить? Добру или злу? Истине или лжи? Богу или…?» Насильно определить устремлённость человека невозможно. Только сам человек свободно определяет это. В этом великий Дар Свободы, соответствующий смыслу жизни и задачам личности. Другое понимание свободы неверно хотя бы потому, что исключает из неё её основной непременный атрибут — ответственность, — без которого свобода из добродетели превращается в порок.

СВОБОДА КАК ВЫБОР

Заслуживает внимания ещё одно толкование свободы как возможности выбора. Такое понимание нашло отражение в идее плюрализма мнений и внешних свобод, которые осложняют поиск истины, нередко запутывают своей множественностью так, что человек может легко ошибиться. И. А. Ильин верно показал последствия внешней духовной свободы: «Это означало бы: дай мне внешнюю свободу духа, чтобы я погубил и исказил свою внутреннюю свободу. Или ещё короче: дай мне свободу духовной гибели!» Свобода не может быть подменена свободой выбора, поскольку всякий выбор предполагает сомнения, раздвоенность, колебания, которые не может включать в себя свобода. Категория духовной свободы состоит в простом предпочтении добра, блага, исключающем сомнения и раздвоенность. Как свободен человек, который может не гневаться, не осуждать, не завидовать, смиряться и любить!

ТОЧКА ОТСЧЁТА

Для того чтобы осуществить свободный выбор (предпочесть благо), нужна точка отсчёта, критерий, что хорошо, а что плохо. Искать его в своём субъективном мире, как предлагают современные «гуманисты», поставившие человека на пьедестал, было бы неправильно и опасно. Признать себя центром и точкой отсчёта можно только в том случае, если человек совершенен. Если же это не так, то признавать свой субъективный мир за точку отчёта — значит признавать ценностями разное, иногда далёкое от истины или даже противоположное ей.

Осознать себя больным, повреждённым, нуждающимся в помощи можно, только сопоставив себя, своё реальное состояние с тем, каким человек должен и может быть. Всем хорошо известно, что существуют абсолютные, не зависящие от человека ценности, данные нам Богом через откровения Заветов. Стоит только начать жить по Заповедям, как человек сразу же убеждается в своём несоответствии образу Божию. Тогда человек начинает понимать, что он нуждается в помощи Бога, что он не «вещь в себе». Если Заповеди усвоены, т. е. воплощены в жизни, поступках человека, входят в состав его субъективного мира, то таких людей называют святыми. А если человек не дошёл даже до конвенционального уровня морали, то чем будет определяться его выбор? Если он не различает добра и зла? Тогда его выбор может определиться чем угодно. Например, собственной выгодой, пристрастиями, стремлением к удовольствиям и т. д. Тогда мы скажем, что это его свободный выбор. Однако иметь дело с подобным человеком не хочет никто. Но можно ли подобное поведение связывать с понятием свободы, если, конечно, понимать свободу в единой связи с ответственностью? Человек, не усвоивший абсолютных истин, не желающий видеть их реальность, но стремящийся к внешней свободе, может быть просто опасен.

Петь гимн свободе можно и должно, только если мы её правильно понимаем. В ином случае лекарство быстро может превратиться в яд, напившись которого можно захлебнуться, так и не поняв, а зачем, собственно, нам такая свобода?

ЧТО НЕСЁТ ПЛЮРАЛИЗМ?

Сейчас время всяческих свобод или их деклараций, время плюрализма мнений и точек зрения. В связи с этим появляется много новых «народных премудростей»: «У тебя своя правда — у меня своя», «У тебя своё мнение — у него своё», «В мире всё относительно». Подобная идеология многих «правд» приводит к пониманию сущности абсолютных ценностей как относительных, зависящих от чьего-то мнения, желания согласиться с ними или нет и, как следствие, к их отрицанию. Абсолютные ценности — духовные законы жизни, нарушение которых приводит к разным тяжёлым последствиям. Это каждый может проследить как на своём личном опыте, так и на опыте историческом. Разве войны, жестокость, насилие, пронизывающие историю человечества, не являются последствиями нарушения законов духовной жизни? Разве не являются наши болезни, духовные нестроения следствием нарушения этих законов?

Абсолютные ценности являются тем мерилом, с помощью которого может быть осуществлён акт свободного выбора. Необходимость сличения себя и своего поведения с тем, какими мы должны быть, легко увидеть даже с психологической точки зрения. Для нормального развития ребёнка необходим постоянный контакт со взрослым — носителем норм и ценностей. Взрослый отражает поведение ребёнка в своих оценках, суждениях, отношениях. Без взрослого невозможно развитие личности ребёнка. Аналогично и взрослый нуждается в общении с другими людьми для того, чтобы каждый раз сверять, познавать, исправлять себя. Без другого, как зеркала, отражающего меня, невозможно развитие личности. Другой — это тот, кто находится вне человека, он не является частью моего субъективного мира, а является зеркалом, в котором я отражаюсь и узнаю себя. Так и абсолютные ценности отражают наше поведение в виде мук совести, чувства неудовлетворённости, душевных терзаний. Тогда начинает работать совесть, необходимым условием существования которой есть свобода. Другое понимание свободы превращает этот дар в бумеранг, который вместо того, чтобы сразить цель, отсекает своим возвращением голову тому, кто его послал. В этом контексте становится понятен смысл известной пословицы «Вольному — воля, спасённому — рай» .


© Все права защищены

Тема: Свобода человека и её ограничители.

План:

    Свобода человека. Ограничители свободы.

    Свобода и ответственность.

    Свободное общество.

1 . Свобода - это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества.

С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые ими массы к подлинной сво боде. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным.

Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность

магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время. Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав

других. Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим

внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение буриданов осел . Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода.

Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Свобода человека во всех ее проявлениях - основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.

2.СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Рассмотрим еще одну ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем «платить» придется самым дорогим - собственным здоровьем, а иногда и жизнью. Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия.
Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения. Отклонения человека от установленных социальных норм вызывает, как вы уже знаете, определенную реакцию со стороны общества. Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т. е. наказание за неодобряемые действия. Такое наказание еще называют ответственностью человека за свою деятельность и ее последствия. (Вспомните, в каких случаях наступает уголовная, административная, материальная и другие виды ответственности.) Но понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки, с точки зрения их последствий для окружающих принимать санкции в случае допущенных нарушений.

Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия -- оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке. В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.


3. СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО.

Итак, вы увидели, как по-разному, а подчас и диаметрально противоположно трактуется понятие свобода . Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Какое же общество может обеспечить такой выбор? Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства

за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где мешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Только таким и может быть действительно свободное общество, считают многие на Западе. В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере - разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.

Все, что может делать общество и государство,- это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой ,-писал один из американских

политических деятелей.

Однако далеко не все на Западе принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. С а м о р е а л и з а ц и я человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые дожно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую. Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. В частности, в социальной и экономической сферах оно может заботиться о равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы не должен заслонять идеала равенства.

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Дышать полной грудью, осознавать свои желания и реализовывать их. Принимать решения, не поддаваясь влиянию окружающих и позволять себе быть собой, сохраняя преданность своей идентичности и принадлежности. Способность делать выбор и быть за него ответственным, не обвиняя и не наказывая себя за ошибки и несовершенства – вот что значит внутренняя свобода человека.

Как появляются ограничения?

Мнение окружающих

Замечали, как много энергии у маленьких детей? С каким азартом и интересом они проживают каждый свой день? А всё дело в том, что они непосредственны и не останавливают себя в своих желаниях. Пока не вырастут, потому что заботливые родители и чужие люди начинают обучать их нормам поведения. Часто, по моим наблюдениям, это выглядит так: «Не делай так, а то сейчас с тебя все будут смеяться». И малышу, услышавшему заводную музыку на остановке, приходится переставать пританцовывать в такт, ведь потому что это стыдно и окружающие на него будут смотреть, да ещё и смеяться.

А потом, уже во взрослом возрасте, он перестанет делать целую кучу вещей, которые, по его мнению, привлекут к нему внимание, после чего ему обязательно будет очень стыдно. Например, предложить на собрании свою идею о том, как увеличить продажи, чтобы иметь шанс продвинуться в карьере, или подойти к понравившейся девушке… Много чего, ведь внутри будет жить страх осуждения и обесценивания.

Такой процесс называется интроекция. Это самый основной враг, из-за которого возникает несвобода. То есть, убеждения, нормы поведения, приоритеты и прочее, к которым мы пришли не самостоятельно, а переняв у других, значимых для себя людей, даже которых ненавидим. Ведь тогда их образ сидит глубоко внутри, и им мы привыкли пользоваться в любых жизненных обстоятельствах. К интроектам вполне можно отнести и приметы.

К примеру, женщина во время беременности не ухаживает за собой, то есть не делает макияж, не красит волосы и прочее, потому что существует примета, запрещающая этот процесс. И тогда очень прекрасное время, когда по идее женщина расцветает, нося под сердцем дитя, становится для неё невыносимым и не таким прекрасным, как казалось. Она ненавидит своё отражение в зеркале, и ждёт момента, когда наконец родит и сможет снова почувствовать себя привлекательной.

Неудачный опыт

Также возникает из-за какого-то неудачного опыта, который откладывается в подсознании. В моменты, схожие с предыдущей ситуацией, возникает чувство страха, растерянности. После проживания травматичного опыта, человек может вообще закрыться в себе, не рискуя проявляться и пытаясь блокировать эмоции, чтобы не ощущать боли. В таком случае блокируется и становится несвободной какая-то часть личности. Например, после насилия женщина боится проявлять свою женственность и сексуальность, она испытывает напряжение в присутствии мужчин, а порой и агрессию. О какой тогда внутренней свободе может идти речь, когда существуют такие весомые ограничители?

Часто мы себя останавливаем из страха порушить отношения. Разница между свободным и несвободным человеком здесь в одном, первый делает осознанный выбор. Например, не проговаривая начальнику своё мнение о нём, потому что понимает, какие последствия это повлечёт. А вот второй из воспитанности, старшим по званию ведь не грубят, и вообще, потому что тревожно человеку правду в лицо сказать, и тогда он будет терпеть несправедливость, позволять пользоваться собой, не предпринимая попыток поискать более достойную работу с адекватным начальством.

Непринятие себя


Серьёзная проблема, которая очень сковывает в предъявлении себя миру – это непринятие себя таким, какой есть. Каких-то качеств, частей тела, личных особенностей, жизненной истории… Вследствие чего появляется низкая самооценка. На фоне её, будет возникать постоянное неосознанное сравнение себя с другими, и совсем не с позитивными выводами. Попав в компанию более успешных людей, человек, у которого много внутренних ограничений не будет чувствовать себя комфортно. Он будет стараться не высовываться и казаться незаметным.

Многие женщины не принимают свое тело таким, какое есть. Мечтая похудеть, измениться, и имея идею, что внешняя оболочка играет самую главную роль в жизни, и что после этих перемен всё наладится и станет по-другому. Но, похудев, редко ощущают ожидаемое счастье, потому что внутри остались прежними. Вот какая женщина больше привлечёт к себе мужского внимания, которая красивая, но очень скованная, зажатая, избегающая общения и слишком напряжена? Или которая, к примеру, с лишним весом, но при этом энергичная, свободная и получающая удовольствие от жизни?

Страх неизвестности

У некоторых людей возникает страх перед неизвестностью, когда некомфортно, если что-то не идёт по плану, когда появляется необходимость приспосабливаться. Поэтому такие личности контролируют, или по крайней мере пытаются контролировать не только жизнь близких, но и обстоятельства. А это ведь, как вы знаете – невозможно. И от этого страдают не только они, но и те, кого контролируют.

Например, вполне естественный страх потерять ребёнка превращается в пытку. Когда мать отказывается от личной жизни, опекая своего сына, не давая ему свободы и проверяя каждый шаг. Страдает она, как от тревоги, так и невозможности жить, получая удовольствие, насыщение и реализовывая потребности. Будет страдать и сын, который чувствует себя в тисках, не имея также возможности жить, как хочется и получать опыт методом проб и ошибок.


Обретение свободы прежде всего начинается с осознания того, что вы ответственны не только за свою жизнь, но и её качество. Поэтому не стоит стараться быть «хорошим» и всем угождать, привнося в жертву свои интересы, или ожидать «доброго волшебника», который появится и всё изменит. Поэтому, если что-то происходит, из-за чего вы несчастны, подумайте, стоит ли терпеть дальше, или всё-таки рискнуть, и попробовать по-другому.

Можете взять листик, разделить его на две колонки. В одну выписать минусы и последствия, если вы оставите всё как есть, ну, например, не разводясь или не увольняясь. Чем чревато и к чему приведёт со временем. А во вторую колонку напишите риски, страхи и фантазии о том, как всё изменится и что случится, если вы рискнёте изменить что-то в жизни, что не устраивает. И если принимаете решение, что всё оставляете как есть – это и будет вашим осознанным выбором.

Например, я остаюсь с мужем-алкоголиком потому, что мне ценны те моменты, когда он трезв, и это мой выбор. Тогда я не буду выглядеть жертвой и задаваться вопросом, как обрести счастье, тогда я свободная личность, которая знает, что и зачем делает.

2.Зависимости

Зависимость частично лишает нас права выбора, ограничивая в действиях и вообще, возможностях. На пути саморазвитии это существенное препятствие, которое не даст дышать полной грудью и смело заявить, что вы свободный, осознанный человек. Рекомендую почитать несколько статей, которые я посвятил именно этой теме: « », и

3.Установки

Так вот, иксы воспитывали детей, прививая ценность получения образования, и в их эпоху это действительно было залогом успешной жизни, пока не грянула перестройка. И если раньше этот интроект работал, то сейчас заработать миллион под силу и без получения диплома. Главное верить в себя и не останавливаться перед препятствиями. Но, чтобы угодить родителям, многие неосознанно поступают в университеты, занимаясь совсем не тем, чего хочется и тратят целые года впустую, прежде, чем обретут себя.

«В нас есть маленькие звезды - они должны быть защищены от разрушения; они - как маленькие очаги, которые могут потухнуть. Подвижничество заключено в том, чтобы этот очаг защитить, кормить его, чтобы пламя разрасталось... а если сосредотачиваться только на плохом в себе, то вся жизнь будет сведена к уборке препятствий по дороге, по которой ты даже не собираешься идти».


Люди привыкли понимать свободу человека как наше право поступать так, как хочется.

Латинское libertas - понятие юридическое. Оно дало слова, обозначающие в нашей жизни политические, общественные свободы: мое право распоряжаться своей судьбой, своей личностью, своей жизнью.

Изначально libertas означало общественное положение ребенка, родившегося от свободных родителей, не от рабов.

Свобода человека. Реальность внутреннего порабощения

Но совершенно ясно, что родиться с правами свободного человека вовсе не означает быть или остаться свободным. Человек, ставший наркоманом, порабощенный пьянством - не свободен. По словам митрополита Антония Сурожского «свобода человека…неразлучно связана с дисциплиной: чтобы, родившись свободным, таковым остаться, надо научиться владеть собой , быть хозяином себе. Если я не способен исполнять повеления своей совести или своих убеждений, то я уже не свободный человек, каково бы ни было мое общественное положение».

Второе значение слова «свобода». От немецкого, английского Freiheit, freedom. Происходят от санскритского слова, которое значит «любить», «быть любимым», «мой любимый», «моя любимая».

По словам митрополита Антония Сурожского «ранняя интуиция санскритского языка определила свободу человека как любовное соотношение двоих…я тебя достаточно люблю, чтобы тебя не поработить, я тебя так люблю, что хочу, чтобы ты был самим собой до конца, без того, чтобы я тебя определял, тебя менял, чтобы я на тебя влиял…»

«Свобода это… состояние, когда двое так друг друга любят, с таким глубочайшим уважением друг к другу относятся, что они не хотят кромсать друг друга, менять друг друга…»

Третье значение свободы человека - русское. Этимология принадлежит русскому философу Хомякову - «быть самим собой».



Свобода человека в обществе. Воспитание в дрессировке

«…если я собой не владею,

я не могу себя дать никому,

ни Богу, ни человеку».

Митрополит Антоний Сурожский


Антоний Сурожский вспоминает: «я помню двух моих сверстников; у них была очень властная мать. Однажды ее кто-то спросил: каким образом ваши сыновья, которым уже за тридцать лет, исполняют ваши приказания мгновенно?..И она с выражением трогательного изумления сказала: у меня - руки, а у них - щеки!..

Нередко «искатели свободы» оказываются в порабощении и рискуют быть наказанными, в случае «непослушания». Будучи дезориентированными, не имея внутреннего убеждения, легко поддаются дрессировке, подобно тому, как собаку дрессируют. Как только ты сказал «делай» - она делает, «иди» - она идет, «беги» - она бежит.

Свобода человека и ее ограничители

Как научиться владеть собой, контролировать свои желания, мысли, произносимые слова и действия, исполнять повеления убеждений?

Источник цитат: Митрополит Антоний Сурожский Духовная жизнь. - Киев: Пролог, 2008

«Права и свободы» - 4.5.Оценка допустимости, предусмотренных проектом ограничений прав человека. Права человека. Общепризнанная норма международного права. Основополагающие принципы обеспечения защиты прав человека (продолжение). Правозащитная экспертиза. 3.2.б. Анализ норм в различных актах международного мягкого права.

«Деятельность человека» - Убеждения. Деятельность складывается из действий. В структуре деятельности различают СУБЪЕКТЫ и ОБЪЕКТЫ. Структура деятельности. Аффектное действие. Достижение цели. Потребности. Интересы. Направленность личности. Действия состоят из поступков. Объект – то, на что направлена деятельность. Целеполагание присуще только человеческой деятельности.

«Права и свободы человека» - Права человека. Права человека - права эгоистического человека, отделенного от человеческой сущности и общности. Не нарушайте прав и всё будет нормально. Медведев рассматривает книжки где написано о правах человека. Европейский суд рассказывает о правах человека.

«Поведение человека» - Поведение на улице. Что делать, если ты провалился под лёд? При горении элементов ёлки опасен ядовитый дым. Выбирайте маршрут не короткий, а безопасный. Крутой берег может быть хорошей горкой. При встрече с преступником говорить спокойно и медленно, уверенно в себе. Никогда не ходи по льду один! Жизнь и здоровье дороже любой вещи.

«Потребности людей » - Потребность в любви. Служебное положение. Политика фирмы. Семейная жизнь. Социальные связи. Избегание и уклонение. 3 основные потребности. Условия труда. Валентность. Ответственность. Успех. Гигиенические факторы. Физиологические потребности. Факторы-мотиваторы. Теория взаимосвязи личного восприятия и межличностного поведения.

«Права и свободы граждан» - Конституция РФ принята всенародным голосованием 12декабря 1993 года. Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года. Гражданство в РФ. Конституция Российской Федерации. Тема: Права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федерации.



Статьи по теме